Оригинал взят у
sibeaster в
Лукка - часть 5. Сан-Микеле-ин-ФороПохоже, архитектурные излишества больше нравятся читателям, чем фрески и картины великих мастеров. Посему покажу сегодня Сан-Микеле-ин-Форо - еще одну церковь в Лукке с незабываемым ярким фасадом.
Церковь построена на месте, где в римские времена был форум, что и отразилось в названии. В Лукке, кстати, есть еще и пьяцца Анфитеатро, понятно на месте какого римского сооружения возникшая. Церковь Сан-Микеле известна с VIII века, при ней тогда уже существовали монастырь и приют для странников (Лукка находилась на паломническом пути в Рим). Около 1070 года обветшавшую церковь начали перестраивать по велению папы Александра II, по совместительству еще и архиепископа Луккского. Строительство здания растянулось на весь XII век, а начале XIII столетия у храма появился фасад. Автором последнего является Гвидетто да Комо, которому мы обязаны и фасадом собора Сан-Мартино (забыл его имя упомянуть в рассказах о соборе, спешу исправиться). Кампанилу построили уже в XIV веке.
Интерьер Сан-Микеле - обычный, и, если вы вдруг не попадете внутрь, ничего не потеряете. А вот фасад, да еще и в солнечную погоду, - это зрелище незабываемое. Главное, не читать перед визитом,Муратова, потому что сей искусствовед почему-то решил унизить Лукку перед Пизой (возможно, в его годы в Пизе не было столько туристов, и она дейсвтителньо могла вызывать какие-то положительные эмоции), а Сан-Микеле досталось больше всех:
"Но здесь, в Лукке, пизанская архитектура так привилась и так разрослась, что с полным правом может считаться местной особенностью. Как давно замечено художественной критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнен стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. Наглядным примером этих качеств можно считать безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан Микеле. Пожалуй, здесь не так повинна сама Лукка, как то время, в которое было выстроено большинство луккских церквей. Почти все они на полвека, а то и на целый век моложе пизанских. Почти все они выстроены в тот момент, когда "тосканский проторенессанс" уже начал клониться к западу и в нем тогда, как это бывает в свое время со всяким искусством, беднеющая сущность стала прикрываться внешним богатством и нагромождением частностей"
Если кто-то из читателей после этих слов еще готов увидеть безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан-Микеле, путь таковой читатель пеняет на себя!
Внимательно приглядевшись, можно заметить, что фасад намного выше самой церкви: два верхних яруса парят в воздухе, никакого архитектурного объема за ними нет. Если упрек Муратова был связан с этим, то в отстой нужно списать не только Сан-Микеле, но и прославленный Сиенский собор, например. В общем, класиков читать нужно, но соглашаться с ними совершенно необязательно! "Лишних" деталей на фасаде действительно много, и можно лишь порадоваться за мастеров XIII века, прводивших время не за просмотром футбола на диване с пивком, а за кропотливой работой.
Начнем осмотр фасада сверху вниз
Уже видны разнообразные колонны, зеленые интарсии по белому мрамору и головы над капителями. На нижних ярусах все это можно разглядеть поближе, а пока что обратите внимание на архангела Михаила, венчающего тимпан. Местная легенда гласит, что в статуе спрятан дивной красоты изумруд, и при определенном солнечном освещении этот изумруд можно увидеть с многочисленными приятными последствиями. Все-таки помните, что на солнце невооруженными глазом можно посмотреть два раза в жизни: один раз - правым, а другой - левым глазом! Может быть, из-за этого последнего обстоятельства никаких подтверждений от счастливчиков, увидевших изумруд, не осталось)))
Спускаемся ниже:
И по частям слева направо:
Внутри собора размещен стенд, сообщающий изумленной публике, что лица на фасаде - не фантазии старинных авторов, а портреты исторических и не очень исторических персонажей. То ли лицам при последующих реставрациях придавали сходства с портретами, то ли, наоборот, в лицах исследователи находили случайные сходства с реальными людьми, я не знаю, и стенд об этом скромно умолчал. Пришлось его сфотографировать и предложить вам, дорогие читатели, делать выводы самостоятельно:
Кто бы мог подумать, что на фасаде XIII-века можно обнаружить лики Наполеонов великого и малого! Все-таки, это какая-то мистификация доверчивой публики.
А вот барельефы над центральным входом изображают совершенно точно не реальные существа, а фантазии авторов. Русалка, грифон, кентавр приветствуют вас при входе в Сан-Микеле:
Чудеса Лукки на Сан-Микеле-ин-Форо не заканчиваются. Побродив по городу без карты (я так и не нашел инфопункта, а гугловскую карту была оставлена дома - я же загодя точно решил в Лукку не ездить), я добрался и до базилики Сан-Фредиано, которую и постараюсь показать вам в следующий раз.