Оригинал взят у
agritura в
Романская архитектура Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)
Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.
"Романский словарь"
Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.
План типичной романской церкви
Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.
Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания
Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания
Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с
ЭТОГО САЙТА).
За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.
Пизанский собор
Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.
Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)
Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.
Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)
Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.
Собор в Ангулеме
Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.
При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.
Аббатство Клюни
Аббатство Клюни
Аббатство Клюни
Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки
Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.
Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.
Своды монастырской постройки в Фонтене
Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.
Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.
Аббатство Сент-Обен, Анже
Бамбергский собор, Германия
Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр
Аббатство Везле
Винчестерский собор,
Сен-Этьен, Виньори
Вормский собор, Германия
Гернрод, церковь Кириака, Германия
Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)
Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)
Саморский собор, Испания
Он же
Монастырская церковь в Поблете, Испания
Храм Сен-Остермон в Иссуаре
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания
Аббатство в Кане
Аббатство в Кагоре
Кельн, ц-вь Матиса
Кельн, Санкт-Кюниберт
Кельн, ц-вь св. Андрея
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин
Кельн, аббатство св. Пантелеймона
Кельн. Ц-вь св. Якоба
Кельн. Санкт-Северин
Кельн. Ц-вь св. Апостолов
Кельн. Ц-вь св. Андрея
Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк
Храм в Курси
Лимбург
Лимбург, Бельгия
Льеж, Сен-Мартен
Майнц
Майнц
Мария Лаах, Германия
Милан
Монастырская кухня в Фонтевро
Мон-Сент-Мишель
Мон-Сент-Мишель
Мон-Сент-Мишель
Монте-Касино
Монте-Касино
Монте-Касино
Муассак
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон
Оверни, Сен-Острамон
Окемский замок
Ольне
Ольне
Паре-ле-Мониаль
Паре-ле-Мониаль
Перигор
Пуасси
Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран
Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп
Пюи
Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)
Регенсбургский собор
Саагун, Испания
Сан-Мартин-де-Тур
Сен-Мартен де Фромиста
Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан
Сен-Алле-де-Клермон
Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери
Сен-Виктор
Сен-Жермен-де-Пре
Сен-Жермен-де-Пре
Сен-Жиль-де-Гар
Сен-Жорж-де-Босшервилль
Сен-Жульен-де-Кан
Сен-Капрен-де-Анжен
Сен-Капрен-де-Анжен
Сен-Мартен-де-Тур
Сен-Нектер, Овернь
Сен-Николя-Окс-Буа
Сен-Серне-де-Тулуз
Сен-Трофим-де-Арле
Сен-Филибер-де-Турню
Сен-Этьен-де-Невер
Сен-Этьен-де-Невер
Сен-Фрон-де-Перигё
Сен-Фрон-де-Перигё
Сен-Фрон-де-Перигё
Сен-Фрон-де-Перигё
Серези ла Форе
Серези ла Форе
Сен-Сернен-де-Тулуз
Сен-Эвмпре
Шпеерский собор
Шпеерский собор
Собор в Эли (Альберт Доусон)
Собор в Эли
Сен-Пьер в Эрво
Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:
http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5Dhttp://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident---liens.htmlhttp://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg и еще где-то, точно не помню.
А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии"Великие эпохи европейского искусства".
Спасибо за внимание!