Сходил на "Подавлять и возбуждать" в Et Cetera. Сложно что-то вразумительное про этот спектакль написать, приходит на ум только... молчаливое осмысление. Как выглядит или звучит оно? Наверное, необходимо просто помолчать. Но сказать всё же что-то надо...
Да, как-то тяжело воспринимается увиденное. Драматично и с истерией. В основе пьесы по сути простая жизнь: бытовуха, работа, друзья, отношения и самокопания, куда же без них на сцене. Много эмоций и эксцентрики, что однозначно повышает сложность актёрской игры, которая, к слову, блестяща у всего актёрского состава.
Главный персонаж, которого исполняет Александр Калягин, будучи хорошим актёром и преподавателем актерского мастерства уже не знает где в его жизни игра, а где реальная жизнь, и так ли он хорош, как думает. Попытки открыть степень этого сумасшествия, а там можно усмотреть и вечный вопрос "в чём смысл жизни?" происходят и в диалогах с другом по кличке Рыба (Вячеслав Захаров), и в ссорах с женой (Наталья Благих), и даже в неловких попытках признаться в давних скрываемых чувствах молодой влюблённой в него дочке друга (Мария Скосырева). В этом вопросе свои... нет, не точки, скорее запятые ставят и престарелый отец (Андрей Голиков), и мошенник сектант Роман Романов с азиатской внешностью (Амаду Мамадаков) с рассказами про Бога, и даже психиатр (Сергей Тонгур) с интересно поставленной роботизированной сценой допроса.
А уж точку завершающе ставит финальный аккорд - светящиеся надписи Exit, появляющиеся над тёмными проёмами в основной декорации здания, у которого или в котором всё происходит. Три этажа всевозможных выходов. Есть много выходов даже из одной ситуации, есть несколько ответов на любой вопрос. А возможно, это вовсе не двери, а окна и лучший выход - выйти через...
После такого спектакля хочется переустановить в своей голове операционную систему windows. Он интересный, но тяжелый. Но час сорок пролетает как чих и хочется ещё.
Вообще всё подобное я бы не переварил лет двадцать назад, а сейчас спектакль как раз под мой возраст. И он оставил два следа помимо всего вышесказанного, которое ещё не доконца даже и сформулировалось. Скорее один случай и одну мысль.
Случай: передо мной на соседнем ряду за несколько кресел справа сидела очень кругленькая дама-хохотушка, которая хохотала по любому поводу и, как правило, единственная в зале. Смешливая такая. И вот Калягин в рамках роли говоря в зал о том, как прошел спектакль у его персонажа, произносит "хорошо прошел, в зале одна женщина весь спектакль смеялась"... и тут дама конечно немного и ненадолго примолкла.
А мне стало очень любопытно, это просто совпадение или импровизация такая у Калягина была.
А мысль: глядя на окружающие отношения у других людей и отношения в спектакле, которые проходят на повышенных нотках, я не помню ни единого случая, чтобы в моей семье и вообще в моей квартире взрослые когда-либо ругались или кричали. Такого вообще никогда не было за всю мою жизнь. Хотя, наверное, это у меня просто сумасшествие, не может же весь мир сойти с ума.
Описание спектакля "Подавлять и возбуждать" и билеты на сайте театра Et Cetera:
http://www.et-cetera.ru/performance/podavlyat_i_vozbujdat/