На посадках вспоминали эту байку. Вот, нашел.
Не всегда в Израиле каждый третий умел свободно изъясняться на самом русском языке. Но всегда в Израиль требовались воины. Так уж сложилось - война для земли обетованной это есть способ существования.
Во времена языкового барьера будущего призывника отсылали на психологическое тестирование к специальному офицеру, который проверял будущего воина на адекватность. Так, можно было хоть как то проверить пригодность в психологическом плане.
А тот самый офицер психолог первым делом заставлял новобранца пройти ряд простейших, не связанных со знанием иврита психологических тестов. Юноше вменялось нарисовать некоторое количество картинок. По этим рисункам и предполагалось произвести оценку состояния психики будущего военнообязанного. Данное исследование предполагало, что способности рисовать универсальны, и не зависят от знания языка. Ох, видно не задумывались израильские психологи о том, что даже рисунки могут отразить многие психонациональные особенности. Ведь не секрет, что деревья, животные и дома, нарисованные напр. Китайцем, Африканцем или Индейцем могут быть ох какие разные.
Но, израильская военная психология себя этим не озадачивала. И, совершенно зря. Так, в кабинете у офицера, военного психолога возник русский мальчик, очень плохо говорящий на иврите. А психолог дал ему задание: нарисовать дерево. И, не угадал, что его сейчас будет ожидать.
Это мальчик оказался плохим художником. Тогда, как это часто бывает, он компенсировал недостаток количественным образом. Чтобы не ударить в грязь лицом, и оправдать возложенное на его доверие, он нарисовал дерево с готическими листочками, по его замыслу - дуб. А, уже догадались, да? Точно - далее на дубе была изображена цепь. А по цепи, как завершение творческого замысла запущен кот.
Военный психолог получил шедевр, на котором было изображено странное животное, которое повесилось на ветке. За отсутствием веревки была использована цепь.
Набрав в свою душу как можно больше доброты, офицер спросил: что это?
Паренек из России начал, напряженно подыскивая слова, переводить. Слово "кот" нашлось быстро - "хатуль". Вот с описанием характерной особенности кота было трудно. Слово "мадан", пришло как наиболее пригодное. Юноша не имел даже представления о том, что это означает нечто вроде "научный сотрудник" или просто работник научного учреждения.
Хатуль мадан. - вот и весь ответ.
Тут настала очередь напрягаться уже офицера психиатра. "Кот, занимающийся научной деятельностью" который повесился на дереве с красивыми листочками. Тем более, как прирожденного аналитика, психолога сразу поверг в смятение вопрос о виде научной деятельности.
Так, а чем этот кот занимается? - не без беспокойства спросил он. Ведь, суицидальные мотивы в психологических тестах это вам не шуточки!
Мальчик обрадовался, что экзамен не провален, и тут же решил показать, какой он умный. Он подрисовал одну стрелочку - и пояснил, что в этом направлении кот движется и поет песни. А в другую сторону - рассказывает сказки.
На военного психолога упали собственные слезы.
Кому? Сдерживаясь, как только возможно, спросил он.
Сам себе. Ответил будущий покоритель секторов типа Газы.
Когда же мальчик выразил желание ознакомить офицера с сюжетами сказок, ему уже по-настоящему поплохело. Чтобы не усугублять обстановку, он отправил призывника домой, назначив ему повторный визит назавтра.
А сам продолжил изучение картинки с котом, цепью, двумя стрелками и деревом.
Когда стало совсем невмоготу, он вызвал секретаршу, умную и тоже русскую девочку. Израильский психолог думал, что сейчас он получит иной, более трезвый взгляд на все.
Когда начальник предъявил ей рисунок, она некоторое время внимательно всматривалась. Ну, чего уж - дерево. Зверь. С четырьмя ногами и хвостом. Значит кошка. А, тут цепь еще.
Мне тут призывник нарисовал, что Вы думаете по этому поводу? - спросил офицер.
Хатуль мадан, - ответила девушка.
Воин земли израилевой стремительно выставил девочку за дверь, налил стакан воды, половину выпил, другую вылил на вскипевшую голову. Остыл. Посидел немного.
Потом взял телефонную трубку и вызвал коллегу, с другого кабинета. Сказал, что столкнулся с очень сложным случаем.
Листок бумаги был показан, с надеждой.
Я тебя давно знаю, ты, кажется, нормальная по всем статьям. Скажи, что здесь изображено?
Он не подумал, что она тоже приехала из… России
Хатуль мадан.
Офицер находился на грани припадка. Тихо, почти шепотом он простонал: Почему? Почему - Хатуль мадан? Так все ведь ясно, ее палец водил по рисунку,- вот стрелочки, они то и означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. Песни. А когда налево...
Ааааааааааааа….. !!!!
В общем теперь все военные, и даже не военные психологи в Израиле знают, что если мальчик рисует дерево, цепь и кота - он из России.
Психолог, вроде потом отошел, и даже вернулся на службу. А, хорошо, что еще мальчик не нарисовал полурыбу-полуженщину, вот тогда, наверное, от такого фрейдо-либидо-фантастиша несчастный психиатр долго бы еще приходил в строй.