Как уже всем известно, 11 октября сего года рядовой запуск космического корабля Союз МС 10 закончился аварией ракеты-носителя вскоре после отделения боковых блоков первой ступени. Экипаж был спасен системой аварийного спасения (САС) и произвел посадку в районе города Джезказгана.
Событие это вызвало неисчерпаемую радость в определенных ЖЖшных кругах а именно у т.н. «либералов» и «всепропальщиков». Ну и укроблоггеры подсуетились. Они в очередной раз предрекли конец российской пилотируемой космонавтике, в общем как говорится действовали по утвержденной методичке. Освещение топовыми космоблоггерами тоже было далеко от идеала.
Поэтому назрел этот пост, где я расскажу о своих предположениях насчет этой аварии, как бывший специалист по разделению элементов космических аппаратов.
Как устроена система крепления боковых блоков первой ступени
Каждый боковой блок первой ступени (на сленге специалистов «боковушка» или «морковка») РН Союз подвешен в двух местах.
верхнем
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru и нижнем
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru Конструкция верхнего крепления такова что усилие оно передает только в одну сторону - по направлению полета. Это просто шар, входящий в лунку. Когда ракета стоит на старте она подвешена за карманы, находящиеся чуть ниже (на первом рисунке на кармане так и написано что это карман). Вторая ступень висит на боковушках, а те - на фермах крепления. Вот на вот этих выступах.
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru Система весьма элегантная как мы видим.
В полете же работающие двигатели блоков первой ступени толкают центральный блок через шаровые опоры верхнего узла крепления.
Когда двигатель «боковушки» выключается она просто выскакивает из верхнего крепления и «падает» вниз.
Нижнее крепление держит «боковушку» только в поперечном направлении, не давая блокам разойтись в сторону, поскольку тяга у них несимметрична относительно верхнего узла крепления.
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru Как происходит разделение первой и второй ступеней РН Союз?
Очень просто. Начиная со старта двигатели первой и второй ступени работают одновременно. Когда наступает этап сброса боковых блоков снижается тяга их двигателей и одновременно рвутся пирозамки нижних креплений «боковушек». Они под действием тяги двигателей начинают расходится в стороны. На рисунке помечено буквой а. Через небольшой интервал времени двигатели первой ступени выключаются и «боковушки» выскальзывают из верхних креплений.
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru И тут срабатывает механизм защищающий от удара боковых блоков по центральному. По командам от датчиков на верхних узлах вскрываются специальные пирокалпаны на внутренней части баков окислителя «боковушек». Выходящий газ наддува создает реактивную силу, отводящую верхние части боковых блоков от центрального. На рисунке помечено буквой б. Ну а далее они, кувыркаясь улетают от ракеты (в).
а вот и отводящее сопло на уже слетавшей боковушке.
Фото с сайта
http://kik-sssr.ru Что же скорее всего произошло 11.10.2018?
Я так думаю, не открылся отводящий клапан на одной из «боковушек». После выключения двигателя она выпала из гнезда и зацепила центральную ступень. Это вызвало существенное угловое возмущение РН которое было воспринято системой аварийного спасения как аварийная ситуация. САС выдал команду на отключение двигателя РН и выполнил процедуру отделения спускаемого аппарата.
Это мое частное мнение, а реальную причину, надеюсь установит аварийная комиссия. Как и то, было ли это производственным браком или имело место умышленное повреждение.
А вообще не исключено что проблемы с несрабатыванием сопла отвода были и раньше. Дело в том что возможность удара «боковушки» по центральному блоку в данной ситуации носит вероятностный характер и зависит от многих факторов. Раньше проносило, сейчас вот не повезло.
А система видеодокументирования (т.н. «рокеткамы») появилась на РН серии Союз совсем недавно (сначала в версии для Куру, потом в версии под Восточный, и только в 2017 году на ракетах под пилотируемые пуски). При этом производитель (ЦСКБ «Прогресс») тщательно скрывает записи с данных камер, лишь пару раз их случайно «сливали» в Интернет.
В общем хорошо бы если Роскосмос (или НАСА) опубликует записи с бортовых камер РН данного пуска. Многое тогда прояснится.