[BlackEarthTrip'17]. Майское Черноземье. Ишутинское городище.

Jul 03, 2017 13:42

После прогулки по Романцевским горам, нас ждал небольшой перегон до последней на сегодняшний день точки. Там мы должны были встретиться с экипажем dron285 и весело провести время.
Но весело проводить время мы начали еще в пути. От пункта А до пункта Б было порядка 100-130 км, но если что-то не заладилось с самого утра, то уже выправить это в течении дня бывает не просто. И если перед Романцевскими горами я вбил не ту цифру в координатах, и мы немного уехали не туда, но возвращаться было не далеко, то здесь уже злой рок сыграл более злую шутку. Об этом ниже расскажу - вместе посмеемся.

Ишутинское городище - высокий утес на правом берегу реки Красивая Меча на юге Тульской области.

Высокий красавец утес, внизу разбивается о плотину буйная и величественная река Красивая Меча. Когда-то здесь было древнее поселение, но как оно называлось, историки только догадываются. Сегодня это место называется Ишутинское городище по местонахождению недалеко от него деревни Ишутино. Кто были его жители, история тоже умалчивает. То ли скифы, то ли сарматы. Но ясно одно - местечко для своего города-крепости было выбрано что надо.

Доподлинно известен факт: сколько раз злобные монголо-татары ни пытались захватить Ишутинское городище, им эта затея не удавалась. Напав на город-крепость, они просто-напросто никого не находили. Все жители куда-то странным образом испарялись. Не могли басурманы додуматься, что причиной этому были подземные ходы, выходы которых вели далеко за пределы поселения.

Теперь здесь любят отдохнуть уставшие от городской суеты трудящиеся. Неугомонные археологи с лопатами стремятся откопать какую-нибудь древность и потом долго и нудно ее идентифицировать. © kamaran.ru

Копипасту скопипастил, публикую КДПВ, а остальное под катом.

Вообще, изначально мы думали выбрать основной точкой первого дня и местом для ночевки Воргольские скалы. Но в процессе планирования, Андрей предложил посетить Ишутинское городище, что на Красивой Мече. Долго думать не пришлось, хотя бы только от того, что Красивую Мечу мы хотели посетить тоже, но до нее, как и до Романцевских гор, руки не доходили. Решено, встречаемся на Ишутинском.

///Для удобства восприятия я буду писать рассказ обычным шрифтом, а описание фотографий курсивом.///

Проснулись перед рассветом и первым делом отправились на утес, чтобы насладиться таинством восхода солнца.

Нагулявшись по Романцевским горам, мы отправились к месту встречи. И тут-то и случилось несколько эпических провалов.
Вернувшись на трассу М4 через Богородицк, нам нужно было добраться по ней до Ефремова, а там уйти на восток. Всё просто.
И так оно и было бы, если бы я не сказал: "А давайте объедем платный участок перед Ефремовым!?" Окей, объезжаем.
Только по какой-то неведомой причине, объезжать мы его начали немного раньше, чем положено было бы. Мы просто взяли и свернули с трассы на Турдей, а не на бесплатный участок у Ефремова. Когда стало понятно, что мы едем немного не туда, возвращаться уже было лениво и неспортивно. Решили, что доедем до Р141, связывающую Тулу и Ефремов. Больше так делать я не буду, мало того, что мы потеряли уйму времени, но и бенза спалили лишнего, а при этом не смогли понять как это бесплатно объезжать платную дорогу. Я еще застал времена, когда М4 была бесплатной и приходилось стоять в пробках в Ефремове, Ельце и тд.

osipovvas расположился на краю утеса. Надеюсь, когда-нибудь, мы увидим его версию этого рассвета.

Долго ли, коротко ли, но мы добрались до Ефремова, и было это все-таки долго, а не коротко...
Но в Ефремове нас ждал новый подарок судьбы. На въезде в город со стороны Тулы собиралась хорошая пробка. Оказалось, что перед Днем Победы в Ефремове был запланирован какой-то велопробег, приуроченный к празднику, и дорогу перекрыли. Стоим. Сколько именно простояли - не скажу, но это выглядело как вечность. В итоге кое-как протолкались до перпендикулярных улиц, по одной из которых мы смогли вырваться из плена перекрытых дорог, правда, пришлось воспользоваться пониженным рядом раздаточной коробки, преодолевая крутой овраг.

Красивая Меча разделяется на несколько рукавов, оставляя разного размера островки. На фото один из рукавов разделяется на более мелкие протоки. Ниже, на панораме станет понятно, как устроена река в этом месте.

И вроде бы, наконец-то вырвались из плена глупых решений и стечений обстоятельств. Теперь остается только ехать к намеченной цели. "Ага, сейчас!" - сказало мироздание.
Следующий отжиг был за навигатором. Нет, точку я забил верно, точнее не верно, но это здесь не причем. Маршрут построен, еще раз проверил, где именно точка. Отлично, едем!
Снова выезжаем на трассу М4 и у Лобаново поворачиваем на восток. То, что есть дорога лучше и ближе мы не знали... Мы же по навигатору, зачем думать и планировать маршруты заранее. Правда в тот момент, мы и, правда, не знали, что едем странным образом.

Кто-то ловил с берега, а кто-то и в самом русле. Как можно заметить, река не глубока.

Только свернули, как в одной из деревень нас остановила автоинспекция. "Здравствуйте, звание такое-то имя такое-то" - говорил инспектор. Говорил: "Разрешите ваши документы."  С одной стороны - не вопрос, с ними все и всегда в порядке, а вот с другой стороны маленькая проблемка. Документы я убрал в фоторюкзак, рюкзак затолкал в багажник, а сверху щедро завалил другим скарбом. Открываю дверь багажника, на видавший лучшую жизнь Тульский асфальт вываливается штатив и какой-то пакет, до рюкзака еще рыть и рыть. Инспектор, увидев все это, передумал проверять мои документы. Говорит, что на слово верит. Поинтересовался куда мы и зачем, а после пожелал счастливого пути.

А вот и обещанная выше панорама с вершины городища. Слева виднеются останки плотины Ишутинской ГЭС, а справа отлично видно, как река разделяется на рукава и протоки. Видно здесь и количество понаехавших под утро машин.

Наконец-то добрались мы до Ступино, тут уже до Ишутинского рукой подать. Но ведь не может быть все просто, правильно? Правильно, не может!
Я уже не вспомню, где я брал эти координаты, и каким принципом пользовался, когда определял местоположение Ишутинского городища, но мы приехали с противоположной стороны.

Потихоньку начал появляться свет. Сам момент рассвета, к сожалению, не удался, горизонт был в облаках.

Мы подъехали именно со сторону Ишутино, преодолев довольно убитые грунтовки и целый довольно убитый мост, через Мечу из Большой Сухотинки в Малую Сухотинку. В итоге подъезжаем к берегу реки и смотрим на Утес с противоположного берега. Бинго! Андрей с Ирой машут нам рукой с Ишутинского городища, а мы стоим буквально в сотне метров, но нас разделяет река.

Основное русло Мечи, справа на крутом берегу тоже стояли ребята с палатками. Им было не лень спускаться мыть посуду, а может они ее и не пачкали? :)

Конечно, ночевать на противоположных берегах не входило в наши планы, тем более, стало очевидно, что приехали не туда мы. А тем временем закат уже вступил в свои законные права. Возвращаемся в Ступино по убитым грунтовкам и через все тот же мост и двигаемся по правому берегу по направлению к городищу. Вроде бы все отлично, наконец-то.

Вид в противоположную сторону. Высокий правый берег с утесом и низкий левый. В воде отражаются деревья с молодой листвой.

Кое-как созваниваемся с Андреем и встречаемся у подножья утеса, чтобы определиться с местом установки лагеря. Ребята хотели ставить палатку наверху, но я был твердо убежден, что нас оттуда сдует нафиг, да и посуду мыть ходить неудобно.

Наконец-то, солнце поднялось чуть выше облаков у горизонта, и свет стал пробиваться.

Места у подножья были весьма замусоренными, стоит отметить, но нам удалось найти неплохое место у самого подножья.

Сразу стало веселее, интереснее и теплее.

К тому моменту, как мы поставили лагерь, закат уже отгорел, наступили сумерки. Поставив палатки, все переключили свое внимание на приготовления ужина.

Появился объем. Склоны оврага при свете утреннего солнца стали живописны.

После ужина, какое-то время мы еще посидели, а потом отправились спать. Вариант с костром ребята не поддержали, а без костра, знаете ли, до утра не досидишь. Да и не сказал бы я, что там раздолье с дровами.
Но прежде, чем разбрестись по своим палаткам, мы договорились утром встать на рассвет.

Стол с лавкой на вершине утеса.

Договорились и встали, что немаловажно.

Утренние грунтовые дорожки были особенно восхитительны.

Когда мы вылезли из палаток, то испытали настоящий шок. Вокруг было полно машин, а вдоль реки и в самой реке только и мелькали удочки. Наверное, здесь проходил турнир по спортивной рыбалке, не иначе.

Вид на наш лагерь у подножья утеса и на берегу реки.

Мы с Васей, как и положено, полезли штурмовать гору со штативами и прочими тросиками. Андрей же, просто взял камеру, какой-то объектив в рюкзачок и пошел налегке. Будь бы у нас дневка здесь сегодня, то ему бы пошла к лицу бутылочка холодненького пивка, но как-то обошлось без всего этого. :)

Немного рельефа и грунтовых дорог.

И еще чуть-чуть дорог.

Вдоволь нагулявшись на вершине, мы решили, что пора спуститься к реке и продолжить процесс съемки, пока еще есть мягкий свет.

Вид на Ишутинское городище с берега Красивой Мечи. Здесь тоже отлично видно наш лагерь и количество рыбаков.

Рыбаки удили рыбу, мы искали лучшие точки для съемки, а женская часть нашей команды досыпала в палатках. Все при делах.

Сменим чуть точку съемку и вспомним, что хорошо бы снимать с брекетингом.

Перекаты на реке и утес.

Спустя какое-то время Андрей решил вернуться в лагерь, а мы с Васей решили еще погулять.

Вид на Ишутинское городище и плотину с противоположной стороны.

Милый глазу сельский пейзаж. Распаханное поле, а вдали виднеется церквушка.

Этим снимком я заканчиваю рассказ о Красивой Мече и Ишутинском городище.

Спасибо за внимание! Надеюсь, не запутал двойным текстом.

Продолжение следует!

Читайте все записи про Майское Черноземье 2017:
Майское Черноземье. Анонс.
Майское Черноземье. Романцевские горы.
Майское Черноземье. Ишутинское городище.
Майское Черноземье. Дворец Ольденбургских в Рамони.
Майское Черноземье. Пещерные храмы Костомарова и Дивногорья.

digital, ощущения, Ишутинское городище, река, путешествие, sony α99, панорама, весна, отпуск, пейзаж, фото, рассвет, Тульская область, blackearthtrip'17, р. Красивая меча, местность сельская, 2017, #blackearthtrip'17, tamron sp 24-70mm f/2.8