[Навстречу весне'15]. Степи Калмыкии. Озера Маныч-Гудило и Крутянское.

Jun 24, 2015 17:16

В предыдущей части [Навстречу весне'15]. Степи Калмыкии. Начало. я довольно подробно рассказал о дороге от Воронежа до Маныча, а также поведал о поиске места для палатки.

Как и предыдущую часть начну, пожалуй, с текста.

Приготовили, значит, мы Роллтон на плитке в палатке и пошли его точить в машину.
После скромного ужина немного посидели в интернете на ноутбуке, благо связь была хорошая, и решили готовиться ко сну. Темнело тогда довольно рано.

Ветер утихать не думал. Пока собирались и светили около палатки фонарем, на свет прилетели огромные жуки. Чем-то они были похоже на майских, может это они и были, но калмыцкий вариант. С этого началось знакомство с местной фауной. Веселые жуки радостно врезались в нас, потом стали врезаться в палатку. А они были огромные такие.

Улеглись. Нам было холодно. Ветер играл палаткой как игрушечной. Она вся вибрировала, хлопала на ветру. Я очень долго не мог заснуть. И заснул ли я вообще вопрос спорный. Но кое-как подремали.
Еще ночью к нам приходил лохматый бык из предыдущей части рассказа знакомиться. Мы не открыли. Сделали вид, что нет никого дома.

Вообще, довольно жутко было ночевать в степи. Живности много, людей мало. Зачем-то взял в палатку с собой нож. Наверное, чтобы в случае реальной опасности вскрыть палатку.

Ну, не буду нагонять жути. Ничего не к счастью не случилось.

Проснулись мы утром, и сразу стало понятно, что ветер не стих. Небо было чистым, температура за 20 градусов, но из-за ветра было все равно прохладненько.

На этот день у нас было много планов.
25-26 апреля недалеко от нашего лагеря планировался III Природоохранный экотуристический фестиваль тюльпанов в Калмыкии. Мы тоже очень хотели посмотреть на цветение тюльпанов. Из-за этого и приехали, собственно. И в этот же день мы планировали уехать дальше по весеннему маршруту.

Фотографии сегодня исключительно пленочные. Знаю, что многие из вас соскучились по пленке в Фото на бесконечность.

Жду всех под катом.

Первым делом хотелось бы обозначить вид из окна палатки. Да, да, да, мы спали с видом на озеро Маныч-Гудило.

Настало время скопировать из Википедии описание и характеристики этого озера.

Ма́ныч-Гуди́ло - крупное солёное озеро на юге России в Калмыкии, Ставропольском крае и Ростовской области, расположенное в центре Кумо-Манычской впадины. Относится к бассейну реки Западный Маныч.

Площадь озера изменчива, в среднем составляет 344 км². Длина - более 100 км, ширина - до 10 км и более, глубина - до 3,5-4 м и более (средняя 2,6 м), вода горько-солёная. Для озера характерны колебания уровня и солёности воды, имеющие антропогенно-естественный характер.

Название озера сложносоставное.

Первая часть названия имеет тюркское происхождение и означает "соленый" или "горький". В калмыцком языке озеро получило название Манца.

Второй части названия озеро обязано сильным ветрам, проносящимся над ним. В прошлом озеро вызывало удивление и некоторый страх местных жителей, о нем сложилось много легенд. Рассказывали, что над ним раздается таинственный гул. Гул возникает при отражении от крутого берега больших волн, поднимающихся при сильных ветрах. К этим звукам присоединяется завывание ветра в оврагах северного берега.

Озеро Маныч-Гудило имеет реликтовое происхождение, то есть остатком огромного водоёма, соединявшего в доисторические времена Каспийское море с Чёрным. Кумо-Манычской впадина, в пределах которой расположен бассейн озера Маныч-Гудило характеризуется небольшими высотами, своего максимума она достигает в центральной части (около 20 м), где проходит водораздел Азовского и Каспийского морей. Происхождение озерной впадины - тектоническое, обязанное своим существованием Кумо-Манычскому прогибу. Прогиб унаследован от зоны разломов фундамента, отделяющей вал Карпинского от Ставропольского свода, и его история прослеживается с начала формирования платформенного чехла Скифской плиты. В виде низменности прогиб выражался в рельефе еще в пермо-триасе (около 250 миллионов лет назад). В позднем мелу структуры интенсивно погружались и покрывались морем. Вновь в качестве структуры рельефа прогиб оформился в среднем и верхнем плиоцене, то есть 2 - 3 миллиона лет назад.

На одном из островов в озере было замечено большое скопление каких-то птиц. Наверное, степных.

В степи довольно много линий электропередач.
Большинство высоковольтных линий выполнены в двухпроводном исполнении. Даже в советские годы в степь не потребляла большой мощности.

Пока мы завтракали и собирали лагерь, по степным дорогам туда-сюда сновали машины, оставляя пыльный шлейф за собой. Люди спешили на фестиваль тюльпанов.

Ветер играл растительностью и мешал нам складывать палатку. Было трудно, но мы справились. :)

После сборов мы решили не торопиться ехать в эпицентр событий. Нам нужно было поближе познакомиться со степью.
И мы отправились на озеро Крутянское, а точнее на северный его берег.

Во избежание ошибок, я не буду даже пытаться давать названия растениям. Но отмечу, что склон северного берега был весь усыпан цветами.

Без особого дискомфорта по степи можно передвигаться на обыкновенной оранжевой Калине. Наличие накатанных дорог не обязательно.

Так выглядит берег соленого Крутянского озера. Белые разводы - это соль.

Еще немного высокого северного берега озера.

К сожалению, покрышку от грузовика можно встретить даже в степном озере.

Едем дальше по берегу Крутянского озера.
Вдали стало виднеться стадо скота.

То, что это были именно коровы, мы смогли разобрать, только когда подъехали к стаду ближе.

Прошу обратить внимание, коровы-то шерстяные. Вот что ветер делает с животными.

Здесь и далее можно наблюдать калмыцкую породу коров на выпасе. Пересекать балку мы не стали, не стали даже искать приемлемую дорогу для машины.

Проблему решил при помощи телеобъектива.

На коровьем детстве и материнстве я закончу вторую часть калмыцкого рассказа.

Продолжение следует. Впереди еще тюльпаны Калмыкии и, конечно же, бесконечные степи. Ну, и без Маныча не обойдется. :)

Республика Калмыкия, Оранжевая Калина, vivitar 19-35mm f/3.5-4.5, о. Маныч-Гудило, озеро, путешествие, 135, весна, minolta maxxum 5, отпуск, 2015, пейзаж, автомобильное, фото, живность, fujifilm fujicolor 200, пленка, местность сельская, #навстречувесне'15, promaster af 80-210 mm f/4.5-5.6