Aug 08, 2008 10:58
Сегодня день рождения chele_sta, и я от всей своей души желаю ей быть счастливой, как в нашем обществе, так и вне его, и в качестве скромного подарка предлагаю стихотворение человека, некогда радовавшего нас лыжными стихами из сборника «Спорт и лирика». Комментарии мои, как обычно.
Я в руки взял гирь дужки1.
Ох, вы, гири, гири,
Железные подружки2.
Пока есть время у меня,
Я вас поподнимаю3.
В груди от вас
жар огня,
Как на солнце в мае.
Бицепсы и трицепсы
Радостью наливаются.
Это, братцы вы мои4,
Атлетизмом называется.
Ух. Ах. Вбок. Вверх5.
Как бы дрова мы рубим6.
Не один, видно, человек
Атлетику придумал7.
Поиграл перед зеркалом
Штангой, гантелями8.
Сел на велосипед
и помчался по березовым аллеям9.
Примчался к водоему.
Водоем большой.
Бух тело в воду10
Вместе со всей душой11!
Плаваю брассом вперед и назад12,
Вылезаю, как барс13,
весь силой налился14,
а сверху15 месяц и звезды светят.
Кто это вам сказал,
что плохо жить на белом свете?16
_________________________________________
1 Это глазами вам понятно, о чем речь. А прочтите кому-нибудь вслух - я пробовал не раз: приходится повторять и еще объяснять потом: «ну, дужки гирь, в смысле». Это метонимия, кстати. Гири он взял целиком, иначе бицепсы не налились бы такой радостью, какой они все-таки налились.
2 Гугл по поводу этого выражения отсылает к контекстам об автомобилях и мотоциклах, то есть к тому, что носит тебя, а не тому, что надо таскать на себе.
3 Как богат отечественный язык на приставочные образования! Но люди, ни минуты своей жизни не желающие тратить зря и в охотку поднимающие и опускающие дужки чего-либо, вызывают еще большее уважение, чем самая оголтелая префиксация.
4 Обращение к бицепсам и трицепсам. Острая интимность восприятия неживой и полуживой природы у человека, который дружится с гирями и хороводится с бицепсами, особенно выражается тем, что он не дифференцирует степеней родства. Другой бы считал бицепсы родными, а трицепсы - троюродными и общался бы с ними только по профессиональным праздникам, а для этого человека все равны в огромном мире. Идеалы свободы и равенства, однако, не проведены ясно.
5 Эта строка имеет два версификационных прецедента: перевод Вяч. Ив. Иванова из Терпандра («Зевс, ты - все дел верх», и т.д.) и пародийный перевод В.М. Алексеева из Ли Бо («Ночь... Сплю... Там есть свет...», и т.д.; см. Дальнее эхо. СПб., 2000. С.16). Вслед за Вяч. Ивановым автор описывает значительные события односложными словами, вслед за В.М. Алексеевым - вводит нас в сложный психологический мир человека, которому довелось вбок и вверх.
6 Желающие могут выдвинуть минимум две версии, к чему в этой фразе относится «как бы». Как человек, регулярно рубящий дрова, я свидетельствую, что эта традиционная форма доминирования над среднерусской флорой до сих пор не производила такой роскоши звуков и телесных колебаний, какая здесь описывается.
7 Ни из чего не вытекает! Рубить дрова можно в одиночку, я знаю. Вот если бы предыдущая строка была «Как бы дрова мы пилим двуручной пилой», тогда совсем другой коленкор. Тогда, конечно, гимнастику придумали два человека, Дедал и Пердикс. Спросите меня почему, если вам не совестно.
8 На этом месте в меня впервые начали закрадываться подозрения, что зря мы над этим человеком измываемся. Ой, зря! Но зачем он это делает перед зеркалом? Немножко нравится себе?
9 Как-то повеяло Уитменом в переводе К. Чуковского. Впрочем, этот стилистический прецедент быстро отброшен ради поддержки отечественного производителя, и в строках с анадиплосисом («Примчался к водоему. Водоем большой») читатель с радостью узнает интонации детских стихов Маяковского.
10 Рифма к «водоему». Я хочу это отметить сразу, чтобы потом не было недоразумений и не говорили бы, что это я все придумал из головы.
11 В общем, эта оговорка должна настораживать. Она предполагает, что из трех составляющих души - властительной, яростной и вожделевательной - автор мог оставить какие-то на берегу, в одной кучке с нехитрым бельем (видимо, яростную, чтобы охраняла носки от местных), но не стал этого делать. Как это его характеризует, я сказать не могу и вообще теряюсь в догадках, пока он плавает брассом, о чем читатель будет немедленно поставлен в известность.
12 По поводу его лыжных ухищрений у меня уже были экзегетические проблемы, которые я пытался решать с привлечением коллективного разума. Теперь пусть практикующие пловцы объяснят, что это за стиль - «брассом назад», не вреден ли он для здоровья и общественной нравственности. Хорошо бы картинку, принимаю в формате pdf.
13 Только испытанное добродушие автора, с которым мы сталкивались неоднократно, не позволило ему сердито лапой рыть песок, а потом встать на дыбы и прилечь.
14 Отметим кольцевую композицию. В то время как бицепсы и трицепсы наливаются радостью, их носитель наливается силой, бороздя чудотворный источник, видимо, с открытым ртом.
15 Об этом я тоже писал когда-то, по поводу его строки «пролетают вверху надо мной облака». Это все вверху, но людям необходимо все время напоминать об этом. Нельзя ни на минуту оставлять их без ориентации.
16 Да, собственно, никто вроде и не говорил. Но с другой стороны, представьте себе - идешь это себе ночью, с красоткой или с другом, мимо водоема, сверху месяц и звезды светят, а тут кто-то вылезает на тебя, прям как барс, весь налитый силой, и брассом, брассом эдак вперед! Красотка, натурально, брык на пол и лежит, скучает; месяц меркнет, могилы… нет могил тут вроде не было… тут хочешь - не хочешь, а радости жизни на свете покажутся оспоримыми.
друзья,
стихи чужие плохие