Leave a comment

blades_of_grass April 3 2010, 13:40:44 UTC
>> Если бы не считалось, что это жанр

Э-э-э, ну, в определенных головах, и даже весьма многочисленных, считается, что как только Мария-Антуанетта, оттопырив габсбургскую губу, недоуменно уронила "Пусть едят пирожные", так тут же для нее воздвигли гильотину, уже с вязальщицами у подножья. Самые продвинутые из многочисленных уточняют, что не пирожные, а бриоши, и даже приводят рецепт сдобного теста. Тем не менее...

А в "этой области" ведь только начинают осмысление. Приведенные статьи, между прочим, авторства не профессиональных филологов, а самих же фантастов. Удивительно ведь - мне кажется, что фантастику (если взять и фэнтези тоже) читают и пишут весьма значительная доля читателей литературы вообще; а если взять и фэн-творчество, так, пожалуй, "Гарри Поттер" с Толкиеном и "Стар Треком" обойдут всех, как стоячих.

>> Да, это одно из допущений, и именно конститутивное в жанровом плане. Точно так же, как есть допущения, образующие новеллу, балладу и т.д.

И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне? Я не знаю. Но я вижу, что не может быть "эпической баллады", например, то есть эти значения признака "жанр" взаимоисключающие, как и полагается при классификации. Однако может быть "фантастическая новелла", "фантастическая баллада".

С другой стороны, возможна ведь классификация многомерная: по жанру и еще чему-то. Вот и надо осям дать названия для начала :)

Reply

roman_shmarakov April 3 2010, 14:08:53 UTC
>>И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне?
А где грань между содержательным и конструкционным? Она вообще есть?

>>Но я вижу, что не может быть "эпической баллады".
Безусловно. Потому же, почему не может быть масляного масла. Баллада по определению - лироэпический жанр (поскольку базовый признак эпоса - сюжетность).

>>Однако может быть "фантастическая новелла".
Да, и что это доказывает? Что есть такая вещь, как жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами.

Reply

blades_of_grass April 3 2010, 14:51:29 UTC
Скорее всего, правы вы, поскольку о теории жанров вы знаете больше меня - я даже не могу сходу проверить правильность (в смысле, соответствие общепринятым взглядам) ваших утверждений. Но для наивного взгляда допущение "у Васи будет ручной динозавр/пятая нога/всемогущество в течение часа" качественно отличается от допущения "в тексте будет сюжет".

>> жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами

Ну то есть фантастика - это не жанр, а разновидность в составе жанров (всяких и разных)? Может быть фантастическая баллада, фантастическая пьеса и фантастическая лирика, но не может быть фантастики как жанра самой по себе.

PS. По ощущению, чем субъективнее тема, тем меньше там места для фантастического допущения.

Reply

roman_shmarakov April 3 2010, 14:58:33 UTC
Да что я прав-то. Вопрос, который меня исходно интересовал, никуда не делся.

Предлагаю в качестве компромисса принять формулу: "У Васи будет сюжет в течение часа".
Да, и пятая нога тоже.

Reply

blades_of_grass April 4 2010, 13:35:08 UTC
Я, извините, глупость написал. Сравниваем не "у Васи" и "сюжетность", а "есть фант.допущение" и "есть сюжет". Тогда все правильно, и наивный взгляд дополнительно сияет радостным идиотизмом.

>> до какого момента мы можем считать продукцию этого рода относящейся к фантастическому жанру - ведь очевидные фантастические аспекты всех дальнейших произведений будут принадлежать не их авторам, а Сидорову? Что в случае такой эволюции будет принципиально отделять фантастику от психологического, нравоописательного, политического, философского романа, если оговорить для чистоты опыта, что "фантастический роман" и любой другой роман суть недиффузные вещи и нельзя быть и тем и другим одновременно?

Формальный ответ: до тех пор, пока а) судьба Альфы Насоса не будет частью широкого контекста и б) потомки Гм'Оо не будут ходить, помахивая ложноножками, среди тут (или хотя бы мелькать в телевизионных трансляциях). Менее формальный содержит только первую часть: как только широкие массы трудящихся начнут воспринимать перипетии у Альфы Насоса металогично, так и конец фантастике.

Reply

blades_of_grass April 4 2010, 13:50:07 UTC
Явление, описанное вами (про Сидорова и его дериваты) можно наблюдать вживую, если обратиться к фан-творчеству. Скажем, "Стар Трек" - безусловно, фантастика. А вот очень многие фанфики - безусловно, нет, во всяком случае, с точки зрения читателя фанфиков. Для человека, принадлежащего к субкультуре стартрековцев, все фантдопущения уже вошли в контекст. Но контекст-то узкий, и с точки зрения "читателя вообще" фантдопущения никуда не делись - торчат, как та пятая нога; он видит звездолеты, то-се и уверенно определяет: "фантастика". А стартрековец читает новеллу о внезапно осознанной незаконной любви, или производственный роман о дележе власти между Главным и Заместителем.

NB. Пришлось взять в качестве примера именно "Стар Трек", потому что те фэндомы, в которых я лучше ориентируюсь ("Гарри Поттер" и Толкиен) основаны на фэнтези, а не фантастике.

Reply


Leave a comment

Up