Э-э-э, ну, в определенных головах, и даже весьма многочисленных, считается, что как только Мария-Антуанетта, оттопырив габсбургскую губу, недоуменно уронила "Пусть едят пирожные", так тут же для нее воздвигли гильотину, уже с вязальщицами у подножья. Самые продвинутые из многочисленных уточняют, что не пирожные, а бриоши, и даже приводят рецепт сдобного теста. Тем не менее...
А в "этой области" ведь только начинают осмысление. Приведенные статьи, между прочим, авторства не профессиональных филологов, а самих же фантастов. Удивительно ведь - мне кажется, что фантастику (если взять и фэнтези тоже) читают и пишут весьма значительная доля читателей литературы вообще; а если взять и фэн-творчество, так, пожалуй, "Гарри Поттер" с Толкиеном и "Стар Треком" обойдут всех, как стоячих.
>> Да, это одно из допущений, и именно конститутивное в жанровом плане. Точно так же, как есть допущения, образующие новеллу, балладу и т.д.
И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне? Я не знаю. Но я вижу, что не может быть "эпической баллады", например, то есть эти значения признака "жанр" взаимоисключающие, как и полагается при классификации. Однако может быть "фантастическая новелла", "фантастическая баллада".
С другой стороны, возможна ведь классификация многомерная: по жанру и еще чему-то. Вот и надо осям дать названия для начала :)
>>И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне? А где грань между содержательным и конструкционным? Она вообще есть?
>>Но я вижу, что не может быть "эпической баллады". Безусловно. Потому же, почему не может быть масляного масла. Баллада по определению - лироэпический жанр (поскольку базовый признак эпоса - сюжетность).
>>Однако может быть "фантастическая новелла". Да, и что это доказывает? Что есть такая вещь, как жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами.
Скорее всего, правы вы, поскольку о теории жанров вы знаете больше меня - я даже не могу сходу проверить правильность (в смысле, соответствие общепринятым взглядам) ваших утверждений. Но для наивного взгляда допущение "у Васи будет ручной динозавр/пятая нога/всемогущество в течение часа" качественно отличается от допущения "в тексте будет сюжет".
>> жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами
Ну то есть фантастика - это не жанр, а разновидность в составе жанров (всяких и разных)? Может быть фантастическая баллада, фантастическая пьеса и фантастическая лирика, но не может быть фантастики как жанра самой по себе.
PS. По ощущению, чем субъективнее тема, тем меньше там места для фантастического допущения.
Я, извините, глупость написал. Сравниваем не "у Васи" и "сюжетность", а "есть фант.допущение" и "есть сюжет". Тогда все правильно, и наивный взгляд дополнительно сияет радостным идиотизмом.
>> до какого момента мы можем считать продукцию этого рода относящейся к фантастическому жанру - ведь очевидные фантастические аспекты всех дальнейших произведений будут принадлежать не их авторам, а Сидорову? Что в случае такой эволюции будет принципиально отделять фантастику от психологического, нравоописательного, политического, философского романа, если оговорить для чистоты опыта, что "фантастический роман" и любой другой роман суть недиффузные вещи и нельзя быть и тем и другим одновременно?
Формальный ответ: до тех пор, пока а) судьба Альфы Насоса не будет частью широкого контекста и б) потомки Гм'Оо не будут ходить, помахивая ложноножками, среди тут (или хотя бы мелькать в телевизионных трансляциях). Менее формальный содержит только первую часть: как только широкие массы трудящихся начнут воспринимать перипетии у Альфы Насоса металогично, так и конец фантастике.
Явление, описанное вами (про Сидорова и его дериваты) можно наблюдать вживую, если обратиться к фан-творчеству. Скажем, "Стар Трек" - безусловно, фантастика. А вот очень многие фанфики - безусловно, нет, во всяком случае, с точки зрения читателя фанфиков. Для человека, принадлежащего к субкультуре стартрековцев, все фантдопущения уже вошли в контекст. Но контекст-то узкий, и с точки зрения "читателя вообще" фантдопущения никуда не делись - торчат, как та пятая нога; он видит звездолеты, то-се и уверенно определяет: "фантастика". А стартрековец читает новеллу о внезапно осознанной незаконной любви, или производственный роман о дележе власти между Главным и Заместителем.
NB. Пришлось взять в качестве примера именно "Стар Трек", потому что те фэндомы, в которых я лучше ориентируюсь ("Гарри Поттер" и Толкиен) основаны на фэнтези, а не фантастике.
Э-э-э, ну, в определенных головах, и даже весьма многочисленных, считается, что как только Мария-Антуанетта, оттопырив габсбургскую губу, недоуменно уронила "Пусть едят пирожные", так тут же для нее воздвигли гильотину, уже с вязальщицами у подножья. Самые продвинутые из многочисленных уточняют, что не пирожные, а бриоши, и даже приводят рецепт сдобного теста. Тем не менее...
А в "этой области" ведь только начинают осмысление. Приведенные статьи, между прочим, авторства не профессиональных филологов, а самих же фантастов. Удивительно ведь - мне кажется, что фантастику (если взять и фэнтези тоже) читают и пишут весьма значительная доля читателей литературы вообще; а если взять и фэн-творчество, так, пожалуй, "Гарри Поттер" с Толкиеном и "Стар Треком" обойдут всех, как стоячих.
>> Да, это одно из допущений, и именно конститутивное в жанровом плане. Точно так же, как есть допущения, образующие новеллу, балладу и т.д.
И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне? Я не знаю. Но я вижу, что не может быть "эпической баллады", например, то есть эти значения признака "жанр" взаимоисключающие, как и полагается при классификации. Однако может быть "фантастическая новелла", "фантастическая баллада".
С другой стороны, возможна ведь классификация многомерная: по жанру и еще чему-то. Вот и надо осям дать названия для начала :)
Reply
А где грань между содержательным и конструкционным? Она вообще есть?
>>Но я вижу, что не может быть "эпической баллады".
Безусловно. Потому же, почему не может быть масляного масла. Баллада по определению - лироэпический жанр (поскольку базовый признак эпоса - сюжетность).
>>Однако может быть "фантастическая новелла".
Да, и что это доказывает? Что есть такая вещь, как жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами.
Reply
>> жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами
Ну то есть фантастика - это не жанр, а разновидность в составе жанров (всяких и разных)? Может быть фантастическая баллада, фантастическая пьеса и фантастическая лирика, но не может быть фантастики как жанра самой по себе.
PS. По ощущению, чем субъективнее тема, тем меньше там места для фантастического допущения.
Reply
Предлагаю в качестве компромисса принять формулу: "У Васи будет сюжет в течение часа".
Да, и пятая нога тоже.
Reply
>> до какого момента мы можем считать продукцию этого рода относящейся к фантастическому жанру - ведь очевидные фантастические аспекты всех дальнейших произведений будут принадлежать не их авторам, а Сидорову? Что в случае такой эволюции будет принципиально отделять фантастику от психологического, нравоописательного, политического, философского романа, если оговорить для чистоты опыта, что "фантастический роман" и любой другой роман суть недиффузные вещи и нельзя быть и тем и другим одновременно?
Формальный ответ: до тех пор, пока а) судьба Альфы Насоса не будет частью широкого контекста и б) потомки Гм'Оо не будут ходить, помахивая ложноножками, среди тут (или хотя бы мелькать в телевизионных трансляциях). Менее формальный содержит только первую часть: как только широкие массы трудящихся начнут воспринимать перипетии у Альфы Насоса металогично, так и конец фантастике.
Reply
NB. Пришлось взять в качестве примера именно "Стар Трек", потому что те фэндомы, в которых я лучше ориентируюсь ("Гарри Поттер" и Толкиен) основаны на фэнтези, а не фантастике.
Reply
Leave a comment