Я малограмотный читатель и не-спецыалист, но мне кажется, что фантастический жанр, как и жанр трагедии, и жанр свободного романа, определяются не только и не столько тематикой, сколько соблюдением разных других законов (более грамотные спецыалисты их знают и назовут все).
Не заставляйте меня демонстрировать свой дилетантизм - Вас умные люди читают, а я тут буду позориться. :)
Ну вот, например, если у Сидорова главная тема романа - противостояние смертных альфа-насосцев неумолимому космическому Року, то это фантастика, а если у его последователя Кумарченко основной акцент сделан на становлении личности сына Гм'Оо, который от ненависти к отцу приходит к принятию и любви ко всему сущему во вселенной - тогда это наверное психологическая проза. Ну и так далее.
Тут я таки вынужден спросить. Почему "противостояние смертных альфа-насосцев неумолимому космическому Року" - это фантастика? Только вследствие паспортных данных персонажей? А стояла бы у них фиванская прописка, это уже был бы Софокл?
Здесь путаница, и выводы из нее некорректны. Фантастика - ИМХО - не жанр. Жанр - это форма: роман, рассказ и так далее. Ну или по содержанию - басня, комедия, баллада. А фантастика - это одно из допущений, выбранных автором для моделирования интересной ему ситуации - в которой герои проявят интересные ему черты характера и т.д. Возьмем простой случай. Скажем, автору хочется показать, как герой заново познает мир, близких людей и оценивает их по-другому. Автор мог сбросить героя с балкона, чтоб тот заработал амнезию (что вполне реально, хотя и редко встречается), а мог толкнуть под луч тета-бета-гамма радиации, чтобы получить ту же амнезию, только фантастического происхождения. Формально второе будет фантастикой (без всяких членистых усиков и гаснущих звезд). В более интересном случае фантастическое допущение нужно для моделирования невозможной в нашей реальности ситуации - например, общества с матриархальной культурой или такого, где люди могут создавать домашних питомцев любого вида и степени разумности. Такие допущения позволяют
( ... )
"Фантастика - разновидность мимесиса, в узком смысле - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»)", - сообщает нам Википедия. Если бы не считалось, что это жанр, я не стал бы беспокоиться. Статьи прочту, спасибо; в этой области я мало смыслю.
>>И они, эти допущения, именно на содержательном, а не конструкционном уровне? А где грань между содержательным и конструкционным? Она вообще есть?
>>Но я вижу, что не может быть "эпической баллады". Безусловно. Потому же, почему не может быть масляного масла. Баллада по определению - лироэпический жанр (поскольку базовый признак эпоса - сюжетность).
>>Однако может быть "фантастическая новелла". Да, и что это доказывает? Что есть такая вещь, как жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами.
Скорее всего, правы вы, поскольку о теории жанров вы знаете больше меня - я даже не могу сходу проверить правильность (в смысле, соответствие общепринятым взглядам) ваших утверждений. Но для наивного взгляда допущение "у Васи будет ручной динозавр/пятая нога/всемогущество в течение часа" качественно отличается от допущения "в тексте будет сюжет".
>> жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами
Ну то есть фантастика - это не жанр, а разновидность в составе жанров (всяких и разных)? Может быть фантастическая баллада, фантастическая пьеса и фантастическая лирика, но не может быть фантастики как жанра самой по себе.
PS. По ощущению, чем субъективнее тема, тем меньше там места для фантастического допущения.
Я, извините, глупость написал. Сравниваем не "у Васи" и "сюжетность", а "есть фант.допущение" и "есть сюжет". Тогда все правильно, и наивный взгляд дополнительно сияет радостным идиотизмом
( ... )
Явление, описанное вами (про Сидорова и его дериваты) можно наблюдать вживую, если обратиться к фан-творчеству. Скажем, "Стар Трек" - безусловно, фантастика. А вот очень многие фанфики - безусловно, нет, во всяком случае, с точки зрения читателя фанфиков. Для человека, принадлежащего к субкультуре стартрековцев, все фантдопущения уже вошли в контекст. Но контекст-то узкий, и с точки зрения "читателя вообще" фантдопущения никуда не делись - торчат, как та пятая нога; он видит звездолеты, то-се и уверенно определяет: "фантастика". А стартрековец читает новеллу о внезапно осознанной незаконной любви, или производственный роман о дележе власти между Главным и Заместителем.
NB. Пришлось взять в качестве примера именно "Стар Трек", потому что те фэндомы, в которых я лучше ориентируюсь ("Гарри Поттер" и Толкиен) основаны на фэнтези, а не фантастике.
Кроме того, тезис: "фантастика - не жанр, а одно из допущений" легко оспорим. Да, это одно из допущений, и именно конститутивное в жанровом плане. Точно так же, как есть допущения, образующие новеллу, балладу и т.д.
"Фантастика - ИМХО - не жанр. Жанр - это форма: роман, рассказ и так далее"
ox ак я всеми фибрами всего с вами согласна! жанр именно форма, и дурных жанров не бывает. бывают дурные писатели пользующиеся любыми жанрами, Сидоров например :-)
Reply
Reply
Ну вот, например, если у Сидорова главная тема романа - противостояние смертных альфа-насосцев неумолимому космическому Року, то это фантастика, а если у его последователя Кумарченко основной акцент сделан на становлении личности сына Гм'Оо, который от ненависти к отцу приходит к принятию и любви ко всему сущему во вселенной - тогда это наверное психологическая проза. Ну и так далее.
Reply
Reply
чисто "родимое пятно жанра" этот космический членистоногий рок о восьми глазах, фтородышащий.
Reply
Reply
Reply
Статьи прочту, спасибо; в этой области я мало смыслю.
Reply
Reply
А где грань между содержательным и конструкционным? Она вообще есть?
>>Но я вижу, что не может быть "эпической баллады".
Безусловно. Потому же, почему не может быть масляного масла. Баллада по определению - лироэпический жанр (поскольку базовый признак эпоса - сюжетность).
>>Однако может быть "фантастическая новелла".
Да, и что это доказывает? Что есть такая вещь, как жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами.
Reply
>> жанровые разновидности, которые различаются конструктивными параметрами
Ну то есть фантастика - это не жанр, а разновидность в составе жанров (всяких и разных)? Может быть фантастическая баллада, фантастическая пьеса и фантастическая лирика, но не может быть фантастики как жанра самой по себе.
PS. По ощущению, чем субъективнее тема, тем меньше там места для фантастического допущения.
Reply
Предлагаю в качестве компромисса принять формулу: "У Васи будет сюжет в течение часа".
Да, и пятая нога тоже.
Reply
Reply
NB. Пришлось взять в качестве примера именно "Стар Трек", потому что те фэндомы, в которых я лучше ориентируюсь ("Гарри Поттер" и Толкиен) основаны на фэнтези, а не фантастике.
Reply
Reply
ox ак я всеми фибрами всего с вами согласна! жанр именно форма, и дурных жанров не бывает. бывают дурные писатели пользующиеся любыми жанрами, Сидоров например :-)
Reply
Leave a comment