О простых взглядах и простых решениях

Sep 20, 2014 18:22

В представлениях общественных положений и состояний, как в Украине, так и в других странах, часто сильно выделяются, как для меня, два элемента, довольно характерные для наличествующего в современности множества «простых взглядов» и «простых решений».

Один - это крайне упрощающее отношение к событиям, «если А то Б и только так». Оно выносит за пределы картины прошлое и будущее, оставляя лишь «здесь и сейчас», текущий момент.
Мы прекрасно знаем из жизни и физики, что где мы окажемся в следующий момент, зависит от того, где мы были в прошлом, направления, в котором мы двигались, какая была скорость и ускорение, что мы при этом делали и как взаимодействовали с окружающими объектами.

Если я на движущемся велосипеде зацепил столб или врезался в дерево, то это отразится на дальнейшей траектории моего движения самым радикальным образом.
Если, переводя в общественную плоскость, я Имярека обозвал нехорошим словом и толкнул в грудь, наше дальнейшее взаимодействие может стать весьма интересным не только в плане физики-науки, но и в плане «физики общественной», взаимодействия субъектов и объектов общества (кто кому что ещё скажет и сделает, причём не только из меня и Имярека, но и других субъектов общества, как-то связанных с нами).

Как это проявляется у авторов *украинских* общественных концепций: они сплошь и рядом думают, что всё вот так просто, внезапно и резко началось по одной причине, или можно вот так просто прекратить, достаточно только где-то нажать на нужную кнопку или повернуть нужный краник. Хотя общественную инерцию как в плане разгона так и тормозного пути могли и могут наблюдать своими глазами на совершенно недавних и очевидных политических примерах.

Другой - это *простое* отношение к массам как к объектам, - ну, попроще выражаясь, как к «быдлу».

Это упрощение у теоретиков простых представлений и решений не только игнорирует непрерывность и ход событий и истории, оно низводит массы рядовых людей даже ниже зверей - «им можно что-то дать, бросить кость, дёрнуть за поводок, позвенеть звоночком, и они отреагируют сразу и именно так, как думалось». Хотя мы знаем, что у животных тоже есть память, поведение и реакции, которые вызываются не только текущими, но и прошлыми событиями или ожиданиями определённых событий в будущем.

В СССР была газета «Правда» и запрещали «голоса», значит если мы сегодня оставим только правильные СМИ и каналы, и запретим неправильные, то все станут думать как нам надо.
Сегодня можно стрелять по Луганску и Донецку, а завтра показать по телевизору правильную картинку, и всё забудется-наладится.
В СССР у «быдла» была работа, социалка, и медиа, одобренные правительством, но мы же против проклятого совка в области трудоустройства и пособий, поэтому мы оставим быдлу только волшебный телевизор, его магия должна всегда работать.

У меня так просто смотреть и мыслить не получается, поэтому меня регулярно корят за то, что я пишу «простыни». А мне думается, что они с такими сверхупрощёнными простыми А-Б представлениями о мире общественные процессы контролировать не могут и не смогут, и взаимодействие людей и системы было и будет гораздо сложнее.

Чтобы управлять системой надо правильно моделировать её и её реакции на воздействия и взаимодействия с объектами. И я уверен, что вышеописанные сверхупрощённые модели и решения не описывают системы достаточно хорошо. Прошлое, будущее, инерция и ожидания - есть.

В читанных мною материалах о гибели «Титаника» написано, что тот пытался отвернуть в сторону, буквально за минуту до столкновения. Но какое-то время его пронесло инерцией, и отворачивать было уже поздно. Несмотря на то, что первый удар был не таким уж и жёстким, судно было обречено.

Все знают имя «Титаник».
Не было, нет и не будет имени у айсберга.
Он был безымянной массой, но именно эта безымянная масса вместе с курсом корабля, его положением относительно этой массы, его инерцией и физикой вообще, сыграли судьбу этого одного из самых знаменитых и именитых пароходов в истории.
Previous post Next post
Up