И ГРУСТНО, И СМЕШНО

May 09, 2009 05:44



Из цикла "Околошахматные истории"

ВСРЕЧА СО ЗНАМЕНИТЫМ  ФЛОРОМ

Примерно за год до  матча на первенство мира между Борисом Спасским  и Робертом Фишером пензенский шахматный клуб  пригласил выступить с лекцией гроссмейстера  Сало  Флора.  До войны он был одним  из сильнейших шахматистов мира, жил в Чехословакии, а в 1939г. перебрался в СССР.

Флор  был блестящим журналистом, и  его лекцию слушали, затаив дыхание.  С юмором он рассказывал  о знаменитых шахматистах. Особенно  забавной была история, связанная с матчем на первенство мира между Александром Алёхиным и Максом Эйве. Будучи секундантом гроссмейстера  Эйве, Флор оказался  свидетелем претензий некой голландской фирмы, предоставившей Алёхину бесплатное питание в каком-то шикарном ресторане. Выставленный после завершения матча  ресторанный счёт показался фирме уж слишком  большим. Выяснилось, что Алёхин поедал непомерное количество икры. Предъявлять Алёхину официальные иски фирме было не ловко, и она без шума обратилась за решением спора к бывшему чемпиону мира по шахматам (и по бриджу), философу, другу самого Эйнштейна Эммануилу Ласкеру, пользовавшемуся непререкаемым авторитетом. Решение спора, предложенное Ласкером, вызвало у присутствующих гомерический смех: «Предъявлять претензии  Алёхину, - решил  Ласкер, - невозможно, так как икра  для русского человека не роскошь, а обычное национальное блюдо». Это было рассказано в клубе, расположенном напротив магазина «Мясо, рыба», в котором в те времена ни того, ни другого не водилось…

Давая   в  выступлении  характеристику Фишеру, Флор не слишком хорошо отозвался о его интеллекте, но высоко оценил тот факт, что  он, Фишер, один(!) играет роль мощнейшей профсоюзной организации ведущих шахматистов всего мира, резко увеличив их турнирные гонорары.

На следующий день Флор давал сеанс одновременной игры  с часами для 8 сильнейших шахматистов города, среди которых был один мастер, три кандидата в мастера (в том числе и я) и 4 перворазрядника. На всех досках Флор играл белыми.  Я  никак не мог уравнять позицию и найти достаточную конригру, а когда, как мне показалось, нашёл, непроизвольно  резко, со стуком, передвинул фигуру, сразу почувствовав, что допустил некую бестактность. Флор среагировал тут же и гораздо громче моего стука

- Сильный ход!!

Я лишь виновато опустил голову. Когда Флор подошёл к моей доске для следующего хода, совершенно неожиданно для меня он продолжил, опять весьма звучно:

- Ага, здесь очень сильно ходят!

Я опять  смолчал, хотя меня  немного передёрнуло. Среди наблюдавшей публики началось некоторое волнение («Что там случилось у Романа?»). Зато я полностью успокоился: теперь-то инцидент исчерпан. Но в очередной раз раздумывая у моей доски, Флор, делая ход, снова ядовито и как-то уж слишком публично обратился ко мне:

- Так вы действительно оч-чень сильно играете, молодой человек!?

И тут я неожиданно для самого себя довольно задиристо ответил:

- Да! Местный Флор!

У уважаемого гроссмейстера буквально «отвисла  челюсть», и  на следующем ходу он предложил мне ничью. Сеанс продолжался ещё долго. Четыре партии  мы   проиграли и четыре - свели вничью.

Поскольку я жил рядом с гостиницей, где остановился  гроссмейстер, директор клуба попросил, чтобы я его проводил. Наше «столкновение» к этому моменту было забыто. Разговорились. Флор высказался о Фишере и о предстоящем матче на первенство мира куда более откровенно, чем на лекции:

- Фишер - невежда, да ещё,  будучи  евреем  по матери, а, возможно,  и по отцу, -  патологический  антисемит. У евреев,  нередко комплексующих в нееврейской среде,  такое  иногда случается. Но у  Спасского Фишер, к сожалению, всё-таки выиграет.  Спасский - сибарит, к тому же - с неустойчивой нервной системой.

Спустя  несколько лет мой приятель, известный шахматный аналитик мастер

А. Корелов, удивительным образом дополнил высказывания гроссмейстера Флора.

Он рассказал  мне о том, что  принимал  в гостях одного из помощников  Фишера, проживающего в США,  мастера  Цукермана, который  сообщил ему, что Фишер  перед матчем, якобы, обратился в ЦРУ (!) с  просьбой  выяснить  характер Спасского. Фишеру дали развёрнутый ответ и  посоветовали небрежно проиграть 2 первые партии матча, что должно подорвать настрой Спасского на жесткую борьбу.

Не знаю, правда ли это, но ведь так и случилось…

Previous post Next post
Up