*** Внимание! Большая концентрация умностей, ранимым творческим людям читать осторожно ***
Инструмент в Photoshop, к которому, судя по множеству видеоуроков в сети, многие не равнодушны. Особенно часто его используют, когда дело касается творческой обработки: различные эксперименты с кросс-процессами, пленочная стилизация, сплит-тонинг и тому подобные художественные поиски. Наравне с
Levels и Brightness/Contrast, Color Balance также находится где-то в вершине хит-парада бесполезных инструментов Photoshop, которые заменяются банальными Curves.
Если в двух словах, то Color Balance это в худшем случае простейшие поканальные гамма-коррекции, местами сопровождающиеся жесткой отсечкой в светах или тенях. Но не всё так страшно, как звучит на первый взгляд, аналогичное воздействие без труда повторяется в Levels, которые и так являются сильно урезанными в функционале Curves. Color Balance даже можно назвать логичным продолжением деградации Levels на пути от высокоразвитых Curves. Что бы легче было понять принцип работы нашего подопытного инструмента, буду приводить снимки панели Levels, соответствующие Color Balance-коррекции, и, для ещё большей наглядности - иллюстрации аналогичных кривых.
Алгоритм работы Color Balance отличается в зависимости от того установлена или снята галочка в пункте Preserve Luminosity. Рассмотрим по очереди два возможных варианта единственной, если это так можно назвать, настройки инструмента.
Color Balance: Preserve Luminosity - Off
В этом режиме сдвиг любого ползунка приводит к воздействию только на соответствующий ему канал, никак не затрагивая информацию в двух оставшихся. Так, например, перемещение ползунка Cyan/Red затронет только канал Red; Blue и Green останутся неизменны. В связи с этим на иллюстрациях к этому режиму будет достаточно скриншота одного единственного канала в панели Levels и Curves.
По очереди переберем в меню Tone условные тональные диапазоны - Highlights, Midtones, Shadows:
Tone: Highlights.
При отрицательных значениях какого-либо ползунка для Highlight-диапазона, на соответствующий канал оказывается гамма-коррекция с коэффициентом 1/0,71 в максимальном её прогибе (-100 в Color Balance). Например, если мы хотим повторить результат воздействия Cyan/Red = -100 в Color Balance, то для канала Red в палитре Levels вбиваем среднему движку значение 0,71; этот движок, собственно, только за гамма-компенсацию и отвечает. С помощью Curves в точности такая коррекция с ходу не повторяется (да и нет в ней необходимости), но достаточно близко достигается сдвигом одной лишь центральной точки.
Двигаясь от радикального значения -100 к 0 в Color Balance мы равномерно уменьшаем гамма-коррекцию (подтягиваем кривую к сходному положению) вплоть до полного её отсутствия (значение 1 у среднего ползунка Levels).
Глядя на форму кривой, которая, по логике инструмента, должна приводить к сдвигу «Highlights» в сторону Cyan, невольно удивляешься, эффективно оттенок сдвигается скорее где угодно, но только не в «светах»:
Немного интереснее манипуляции с каналами происходят при сдвиге ползунка цветового баланса вправо: по аналогии с предыдущим примером, здесь так же применяется гамма-коррекция, но уже обратная, и при всём при этом за компанию сдвигается влево белая точка. Насколько мы задали положительное смещение в Color Balance, настолько белая точка и уедет влево. К примеру, значение Cyan/Red максимально и равно +100, тогда белая точка в красном канале перемещается до 155 (255-100), а на оставшийся диапазон применяется гамма-коррекция с коэффициентом 1/1,41:
Пример для ослабленного положительного значения коррекции: для Cyan/Red значение +50, соответственно сдвиг белой точки на кривой до 205 (255-50), а гамма-коррекция 1/1,19 - прогиб кривой уже менее крутой:
Tone: Shadows
Изменения в этом условном тоновом диапазоне аналогичны для Highlight и зеркально повторяются по своей логике воздействия на изображение. Для положительных значений цветового сдвига к соответствующему каналу применяется гамма-коррекция без каких-либо хитростей: значение +100 в Color Balance аналогично коррекции с коэффициентом гамма равным 1/1,41. На примере пары Cyan/Red и канала Red:
Для отрицательных значений движка в Color Balance для Shadows (аналогично положительным значениям для Highlights) имеем гамма-коррекцию, сопровождающуюся жесткой отсечкой, но теперь уже в тенях. Сначала двигаем черную точку вправо на величину сдвига ползунка цветового баланса, а затем усугубляем положение несчастного канала, применяя к оставшемуся участку кривой притемняющую гамма-коррекцию (с коэффициентом 1/0,71 в самом крайнем случае). Традиционно пример для цветового баланса Cyan/Red: значение движка -100, следовательно, черная точка на Levels/Curves передвигается вправо на 100 уровней, в завершении - гамма-коррекция с гамма 1/0,71:
Ещё пример. Значение Cyan/Red =-50, тогда черная точка предсказуемо едет на 50 уровней вправо, а гамма-коррекция с коэффициентом 1/0,84, то есть в два раза ослабленна относительно 1/0,71:
Tone: Midtones
Для этого условного тонового диапазона всё максимально прозаично: здесь любое воздействие аналогично некоторой гамма-коррекции - черная и белая точка не затрагиваются.
При отрицательном положении ползунка цветового баланса применяется затемняющая гамма-коррекция: максимальный прогиб кривой при значении -100 соответствует коррекции с коэффициентом гамма 1/0,5:
Для положительных значений в Color Balance - аналогичная коррекция, но с прогибом в обратную сторону, максимуму осветляющего воздействия соответствует гамма-коррекции с коэффициентом 1/2:
Особый интерес представляет то, какое воздействие оказывается в диапазоне Midtones для значений с -50 до +50. Для движка цветового баланса +50 мы наблюдаем осветляющую коррекцию с гамма 1/1,41, но точно такая же форма кривой была и для значения +100 в диапазоне Shadows.
По логике работы инструмента Color Balance выходит, что сдвиг ползунка вправо для диапазона Shadows аналогичен уменьшенному в два раза сдвигу того же ползунка в диапазоне Midtones. Установили вы, скажем, значение +40 для Cyan/Red в диапазоне Shadows и довольны результатом, но разве нормальный человек догадается, что к аналогичному результату можно прийти, установив +20 тому же движку Cyan/Red, но уже в диапазоне Midtones? Для иллюстрации две аналогичные по воздействию панельки Color Balance:
Предсказуемо цветовому сдвигу в -50 для диапазона Midtones соответствует гамма-коррекция 1/0,71. Такая форма кривой нам уже знакома при установке значения -100 в диапазоне Highlights:
И снова иллюстрация двух панелек Color Balance, в которых на первый взгляд (как в прочем и на второй) совершенно нелогично подобраны значения коррекции, но, тем не менее, дающие полностью аналогичный результат воздействия на картинку:
На этом описание Color Balance c отключённой опцией Preserve Luminosity заканчиваем, посмотрим как происходит работа в режиме якобы «сохранения яркости».
Color Balance: Preserve Luminosity - On
Здесь движение ползунка цветового баланса может затрагивать как один канал, так и сразу несколько. В этом плане логика режима выглядит немного сложнее, но в тоже время сами формы кривых, оказывающие аналогичное воздействие, стали проще: Для Shadows и Highlight это чистая Z-коррекция (сдвиг черной или белой точек с жесткой отсечкой в тенях или, соответственно, светах), а для Midtones это простая гамма-коррекция, не затрагивающая белую и черную точки. Так как сдвиг одного движка в Color Balance может привести к воздействию на один или сразу несколько каналов, то иллюстрации придется немного усложнить. Я буду приводить снимки палитр Levels и Curves сразу для всех каналов, но те, в которых ничего не менялось (канал при коррекции не затрагивался) закрашу серым.
Tone: Highlights.
Для положительных значений движка цветового баланса в Highlights всё просто: насколько пунктов ползунок переместился право, настолько и уедет влево белая точка в соответствующем канале. Установили значение +20 для Cyan/Red - белая точка в красном канале переехала на 20 уровней влево, вбили +100 - на 100 уровней влево. Каналы Green и Blue в данном случае не понадобились и остались не тронутыми, эффективно прибавлять «красный» в «света» удалось за счёт одного лишь канала Red:
Сдвиг ползунка цветового баланса влево, опять же, занимается перемещением белой точки, только не в соответствующем для ползунка канале, а в двух других оставшихся. К примеру, для Cyan/Red установлено значение -100, тогда белые точки в каналах Green и Blue едут влево на 100 уровней. Color Balance, по велению разработчиков, сильно ограничен в разнообразии оказываемых воздействий на каналы изображения. Имея в своём распоряжении лишь гамма-коррекцию и умение двигать белую и черные точки влево-вправо, не смог прибавить «циана» в «света» воздействуя лишь на один канал Red, потому и сделал необходимую коррекцию за счет каналов Green и Blue:
Tone: Shadows
Воздействие Color Balance на картинку в диапазоне Shadows зеркально аналогично воздействию в Highlights. Движок Cyan/Red в пользу Red на 100 пунктов, значит, черная точка двигается вправо на те же 100 уровней в каналах Green и Blue:
Отрицательному сдвигу движка цветового баланса аналогичен сдвиг черной точки вправо на то же значение, причем черная точка перемещается в соответствующем движку канале, два других канала не затрагиваются:
Tone: Midtones
Для этого условного тонового диапазона сдвиг одного ползунка цветового баланса приводит к изменению всех трёх каналов. При положительном сдвиге движка на соответствующий канал воздействует осветляющая гамма-коррекция, а на два других канала аналогичная обратная (затемняющая) гамма-коррекция. Коэффициент гамма (при максимальном прогибе кривой) в первом случае 1/1,41, во втором - 1/0,71. Очевидно, чтобы получить требуемый цветовой сдвиг, можно было обойтись воздействием на один канал (соответствующий движку Color Balance), а два оставшихся не затрагивать. Именно так и происходило в диапазоне Midtones при отключённой галочке Preserve Luminosity. С другой стороны, задействуя один канал, расплачиваться приходилось слишком радикальной коррекцией для получения требуемого цветового сдвига, и как следствие более заметным перекосом общей яркости изображения.
При включенной галочке Preserve Luminosity, Color Balance учитывает тот факт, что добавлять нужный оттенок, скажем красный, можно как за счет усиления канала Red, так и за счёт двух других, то есть одновременного притемнения каналов Green и Blue. Воздействуя сразу на все каналы, мы получаем эффективное смещение цветового баланса при незначительном изменении общей яркости:
И последний пример. Движок Cyan/Red сдвинут в сторону Cyan, стало быть, в первую очередь затемняем канал Red, а затем усугубляем «цианистый» оттенок одновременным осветлением Green и Blue:
На этом закругляемся, тем, кто дочитал до конца - медаль за мужество. Конечно, остались еще некоторые соображения и невысказанные любопытные моменты, но тема и так не стоила того, чтобы тратить на неё время, слишком много чести этому Color Balance. Увлёкся, каюсь, кто же мог подумать, что такая поэма получится?
В качестве напутственных слов добавлю: для большей свободы пользуйтесь Curves, двигайте черную и белую точки как вздумается: влево/вправо, вверх/вниз, по диагонали, гните самыми причудливыми формами кривые. Не ограничивайтесь гамма-коррекциями, которые дело не по делу предлагает Color Balance, остерегайтесь его склонности к бесцеремонной отсечке в тенях и светах.
Да пребудет с вами стабильный Photoshop.