Отречение Эдуарда VIII, короля Великобритании, Ирландии и императора Индии, состоявшееся 11.11.1936 года, менее чем через год после вступления на престол, обычно рисуют в романтических тонах, правда с лёгким привкусом мрачной готики. С одной стороны причиной отречения называют непреодолимое намерение короля жениться на дважды разведенной американке миссис Симпсон. С другой - пронацисткие и профашисткие симпатии самого Эдуарда и далеко заходящие связи с нацистами его невесты (а впоследствии и супруги).
Однако обе эти причины вызывают большие сомнения и вполне закономерные вопросы у любого вдумчивого историка. Начнем с матримониальных планов принца Уэльсского, а впоследствии и короля Эдуарда. В первую очередь вызывает определенный интерес то обстоятельство, что до знакомства с мисс Симпсон сорокалетний принц так и не удосужился жениться. Между тем, и с чисто династической, и с любой другой точки зрения принц Эдуард был самым завидным женихом не только Британии, но всего тогдашнего мира. Кроме того он был обаятелен, жизнерадостен, элегантен и хорош собой по всем сохранившимся воспоминанием о нём.
Эдуарду приписывают несколько кратковременных и неудачных романов с женщинами вне пределов круга общения европейской знати и замужними знатными дамами, а также ряд несостоявшихся планов женить его на различных европейских принцессах. Однако вплоть до самой смерти отца, то есть короля Георга V, у принца Уэльского не было ни официальной невесты, ни сколько-нибудь прочной любовной связи, что вызывает закономерные сомнения в его сексуальной идентичности. Причём самого мрачного свойства. Будь Эдуард обычным гомосексуалистом, скрывать это, тем более сейчас, не было особой необходимости. Зато известно, что нянька маленького Эдуарда обращалась с ним довольно жестоко, допускала и рукоприкладство, что могло сформировать у него достаточно экстравагантные сексуальные пристрастия.
Опять-таки нужно заметить, что с мисс Симпсон Эдуарда познакомила тоже американка, причем считавшаяся предыдущей его любовницей, и тоже дважды разведенная Тельма Морган, бывшая в то время замужем за лордом Фернессом, которая вдобавок была старше Эдуарда на десять лет. Это достаточно любопытное совпадение, размышления о природе которого может завести нас слишком далеко от первоначальной темы. В любом случае, характер и образ жизни Эдуарда нисколько не препятствовали ему сочетаться сколь угодно морганатическим браком с любой из приписываемых ему любовниц гораздо раньше, чем он познакомился с Уоллис Симпсон, ради брака с которой он отрекся от престола в сорок три года.
1936 год был для Британии вообще довольно урожайным на правящих монархов. До 20 января престол Соединенного Королевства занимал Георг V, отец Эдуарда VIII. Последние годы жизни Георг V страдал от хронических лёгочных заболеваний и несколько раз его состояние становилось крайне тяжёлым. Однако не достаточно тяжелым, чтобы умереть самостоятельно. В конце восьмидесятых годов стало известно, что Георга уморил личный врач, барон Бертран Доунсон, который ввёл королю во время очередного приступа бронхита лошадиную дозу морфина. Смерть короля Георга деликатно именуется «эвтаназией», хотя эта процедура, как известно, проводится по инициативе пациента. Считается также, что барон Доудсон действовал исключительно по собственной инициативе, не ставя о своём милосердном решении в известность ни правительство Британии, ни членов королевской семьи.
Далее с января по ноябрь 1936 года правил наш герой Эдуард, а следом за ним престол занял его младший брат Георг VI. При этом англичане, со свойственным им чувством юмора, даже не стали переносить так и не состоявшиеся коронационные торжества в честь Эдуарда VIII, назначенные на 12 мая 1937 года, попросту заменив их главного участника на всех запланированных церемониях. В ознаменование года трёх королей англичане даже выпустили сувенирную открытку:
Не берусь судить, насколько брак с дважды разведенной американкой соответствовал или противоречил брачным законам или обычаям англиканской церкви и британской королевской семьи. Сам Эдуард VIII, уже вошедший ко времени предполагаемого брака с Уоллис Симпсон на престол Британии, считал, что может жениться на ком угодно, и никакие законы и обычаи королевства этому не препятствуют. Свести Эдуарда с престола под предлогом его намерения, ещё не осуществленного, жениться на Уоллис Симпсон, тоже составляло определенную проблему, и о том, как она решалась мы расскажем чуть позже.
Заметим также, что несмотря на два (а считая и Эдуарда - три) брака, у миссис Симпсон так и не появилось детей, что видимо было следствием какого-то женского заболевания или, подобно Жозефине Бонапарт, неудачно сделанных в молодости абортов. К 1936 году это обстоятельство должно было быть уже известно, по крайней мере её врачам, так что в любом случае чистоте крови британской королевской семьи ничего не угрожало. Да и о внебрачных детях самого Эдуарда, не взирая на приписываемую ему бурную личную жизнь нам тоже ничего не известно.
Вторая причина отречения, то есть симпатии к гитлеровской Германии и фашисткой Италии, проявляемые и самим Эдуардом VIII и его пока что ещё нареченной миссис Уоллес, тоже неоднозначна. Во-первых, ни с Италией, ни с Германией в 1936 году Британия особенно ещё не конфликтовала. Годом ранее Великобритания и Германия заключили считавшийся тогда воистину судьбоносным морской договор. Ремилитаризацию Рейнской области в 1936 году британская элита восприняла тоже скорее сочувственно, чем враждебно. «Германия всего лишь вернулась в собственный палисадник», - заявили по этому поводу в Лондоне.
Но дело даже не в этом. Главным сторонником брака короля, в котором он не видел ничего предосудительного, был не кто иной, как Уинстон Черчилль, главный германофоб Англии и Европы ещё со времен Первой мировой войны. Черчилль даже выражал готовность принять на себя всю тяжесть управления королевством в ранге премьер-министра при короле Эдуарде, если правительство Болдуина уйдёт в знак протеста против его брака в отставку. Очевидно, Уинстона Черчилля не пугали ни неравноценность предполагаемого брака короля, ни его пронацисткие симпатии, ни тесные связи его невесты с Риббентропом и другими нацистскими бонзами, ни отставка правительства, ни неизбежный в этом случае политический и династический кризис в королевстве.
Помимо получения практически диктаторских полномочий, которые сулил Черчиллю вынашиваемый им план формирования правительства по назначению короля (здесь усматриваются некоторые параллели с назначением Адольфа Гитлера канцлером Германии личным решением президента Гинденбурга), возможность налаживания столь солидного, воистину королевского канала передачи Германии стратегической дезинформации несомненно учитывались хитроумным сэром Уинстоном. По крайней мере в 1940-м году уже низведенный до статуса герцога Виндзорского Эдуард был прикомандирован к экспедиционному корпусу британской армии на континенте, после разгрома которого и бежал в Испанию.
Так или иначе в начале своего правления, Эдуард VIII не собирался ни отрекаться от престола, ни изменять своих матримониальных планов. Видимо поэтому его решили слегка подтолкнуть в нужном направлении, и 16 июля 1936 года на короля было совершено покушение, обстоятельства которого столь любопытны, что заслуживают отдельного разговора.
И потому продолжение следует...
Литературная страничка автора блога