1812 И ДРУГИЕ ГОДЫ. ТРИ ШПИОНА

Apr 02, 2024 11:01


Шпионские практики, помимо всего прочего, ярко высвечивают особенности национального характера. Для того, чтобы составить себе более или менее адекватное представление о национальном характере применительно к разведывательной деятельности, нам нужно откатиться к началу девятнадцатого века. Мы рассмотрим сравнительные жизнеописания трёх звёзд шпионажа наполеоновского периода европейской истории, представляющих разведки трёх главных участников событий того времени:  Франции, России и Англии.  Их судьбы содержат характерные отличительные черты, присущие разведчикам этих стран и в последующие времена, а во многом сохранившиеся и в современности.





Наш первый герой, представляющий прекрасную Францию, родился и вырос в Эльзасе, приграничном регионе со смешанным населением, одинаково хорошо говорил на французском и немецком языках. Будучи сыном священника, хорошо освоил грамоту, но сам пошёл по мирской стезе порока.  Сначала торговал скобяными товарами, потом перешёл на так называемые колониальные.  Любая приграничная торговля того времени была тесно связана с контрабандой уже по самой своей природе. Кто в своём уме станет платить заградительные пошлины на таможенном посту, если взяв пару вёрст левее/правее этого поста, можно в дождливую или просто безлунную ночь этих поборов избежать?

Наш герой, перевозивший контрабандные товары на лодке через Рейн, однажды напоролся на пограничного стражника, которого без долгих раздумий застрелил из пистолета. С началом революционных войн былой контрабандист стал маркитантом - вполне естественная эволюция - и с республиканской армией знаменитого генерала Моро участвовал в походах, погрузившись в суету реквизиций, контрибуций, конфискаций и прочих увлекательнейших дел в районе Майнца. Где-то там он познакомился с Рене Савари, будущим руководителем личной службы безопасности будущего императора Франции.

Будучи человеком проницательным и хорошо разбирающимся в людях, особенно людях необычных, решительных и быстро соображающих, Савари и привлёк нашего первого героя к выполнению особых поручений. В дальнейшем его ждёт множество приключений, большие денежные вознаграждения от императора и громкая слава после ухода на покой. Но больших воинских званий и наград он от Наполеона так и не получил:

«Ты один стоишь целой армии; проси чего хочешь: ни в чем не откажу”- однажды сказал ему Наполеон.

“Государь, прошу орден Почетного Легиона”.

- “Денег, сколько хочешь дам”,- ответил - император,- “орден - никогда!; я берегу его для своих храбрецов”...»

Что ж, перейдём к нашему русскому герою, представляющему разведку Александра Первого. В отличие от своего французского коллеги, он родился с серебренной ложкой во рту.

Сын генерал-поручика и сенатора еще в животе у маменьки был записан вахмистром в конную гвардию. И в 1801 году на балу у вице-канцлера Куракина 15-летнему мальчишке повезло встретиться с Александром I. Наш герой, уже тогда прекрасный танцор и галантный кавалер, привлек внимание императора. Был удостоен высочайшей особой короткого разговора, не стушевался при расспросах и был тут же пожалован званием камер-пажа при дворе.

В дальнейшем связал свою жизнь с военной карьерой. Сначала корнет в гвардии, в 1804-м уже поручик.  Участник двух кампаний - 1805 и 1807 годов - в войне с Наполеоном удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени, Георгиевского креста 4-й степени и шпаги с вензелем "За храбрость". Эти награды можно было заслужить только за мужество на поле боя.

Наверняка Александр I разглядел в своем выдвиженце и другие способности. Опять встреча на балу, короткий разговор, и во исполнение высочайшей воли наш герой отправляется в январе 1808-го в Париж с личным посланием императора Наполеону. С этой поездки и начинается его карьера разведчика. В будущем он займёт высшие посты в империи и даже станет её военным министром. Однако участие в процессе над декабристами навсегда бросили чёрную тень на его имя. После отставки он, как водилось тогда среди российских аристократов,  уедет доживать за границу и умрёт в маленьком городке Кастеламаре в окрестностях Неаполя.

Третий, английский герой нашей сравнительно-описательной серии, тоже был аристократом. Но не английским, а французским.

В предреволюционные годы среди французской аристократии стали популярны либеральные, англофильские идеи. Не избежал их тлетворного влияния и наш третий герой. Он начал читать вольнодумную литературу, встречаться с энциклопедистами: Вольтером, Руссо, Мирабо. Даже сам пописывал сочинения в либеральном ключе, чем завоевал определенную известность в либеральных кругах.

Был избран в Генеральные штаты, участник приснопамятной клятвы в Зале для игры в мяч. Но по мере того, как революционные ветры крепчали, как усиливался радикализм масс, начал отходить от взглядов мятежной молодости, и даже оказался замешанным в некий  роялистский заговор. В итоге вынужден был бежать за границу, где и встал на скользкую тропу тайной войны. На одном из скользких поворотов этой тропы наш герой поскользнулся и был убит на своей новой, но оказавшейся негостеприимной, Родине.

Как типичны три эти судьбы! Лихой контрабандист от Франции. Блиставший на балах и поле брани офицер-гвардеец от России. Роялистский эмигрант, интриговавший в пользу  реставрации Бурбонов при дворах чужеземных государей от туманного Альбиона. Первый заработал деньги, второй - высокие чины.  Ну, а третий зарезан в собственном доме в окрестностях Лондона незадолго до столь чаемой им реставрации. Типично, не правда ли?

Рассматривая деятельность этих трёх персонажей в контексте политики держав, в пользу которых они работали в столь переломные времена мировой истории, мы сможем сделать ещё немало любопытных наблюдений и выводов.

Нам встретятся в ходе наших размышлений и другие любопытные персонажи: маркиз, ставший соучастником похищения французского принца; министр иностранных дел великой державы, шпионивший на две или три других; адмирал, застреленный на борту собственного корабля; маршал, подозрительно часто позволяющий уйти уже разгромленному противнику; прибывший из России убийца английского премьер-министра; генерал Республики, отпускающий на свободу вражеских агентов и многие другие.

А это значит, что продолжение следует

1812

Previous post Next post
Up