Штирлиц начал готовить свою личную «крысиную тропу» через Ватикан в Испанию, когда застрелил своего собственного агента Клауса. Причины этого убийства можно правильно понять именно в свете того, что штандартенфюрер вовсе не собирался дожидаться освобождения Германии советскими войсками или искать убежища у западных союзников: и те и другие были ему одинаково чужды. Для Штирлица было очень важно не попасться в руки ни тех, ни других, поскольку вся его работа, как и работа его шефа Вальтера Шелленберга, была нацелена на раскол между Сталиным с одной стороны и Рузвельтом с другой.
И ключевую роль в уходе Штирлица в Испанию должен был сыграть именно «пастор Шлаг». Хотя по тексту романа однажды упоминается, что Шлаг был протестантским священником, но это очевидная ложь. Пастор Шлаг мог быть только католическим падре, что я сейчас и попытаюсь обосновать.
Начнём с того, что по данным гестапо Шлаг был в близких отношениях с экс-канцлером Веймарской республики Брюнингом. Разумеется, иметь знакомого священника может любой. Но между протестантским и католическим священником существует большая разница. Протестантский пастор это тамада, распорядитель шоу. Он проводит богослужение и на этом его роль в жизни паствы оканчивается. Можно всю жизнь ходить в одну кирху и ни разу не поговорить с пастором.
Другое дело священник католический. Роль падре в том, что он лично отпускает Вам каждый Ваш грех, и это отпущение грехов является непременным условием для упокоения Вас в Царствие Небесном. Католик на исповеди должен рассказать о каждом совершенном проступке во всех подробностях. Умолчав хотя бы об одном своём грехе, или рассказав о нём не в полной мере, Вы лишаете себя вечной жизни в раю.
Поэтому у каждого католика есть священник, знающий о нём абсолютно всё. И связь католика со своим исповедником гораздо прочнее, чем связь протестанта или православного. Никаких тайн от скромного католического падре у католика, будь он королём или императором, просто не может быть. А Брюнинг был именно католиком, и именно в этом контексте их отношения со Шлагом очень хорошо объясняются.
Двинемся дальше. В вербовочной беседе со Шлагом, оправдывая жестокость практики национал-социализма, Штирлиц бросает Шлагу упрёк в аналогичной жестокости инквизиции. Будь Шлаг протестантом, он бы с готовностью подтвердил, что католическая инквизиция была прямым аналогом гестапо и жгла на кострах протестантов, которые всего лишь стремились к религиозной свободе. Но Шлаг начинает оправдывать инквизицию и приводить какие-то доводы в её пользу. Естественно, это позиция католика, для протестанта инквизиция была абсолютным злом.
Будь Шлаг действительно протестантом, Штирлицу было бы уместнее напомнить ему о «Молоте ведьм» и многочисленных процессах над этими ведьмами со стороны кальвинистов и лютеран в Германии, а вовсе не о жестокости враждебной к самим протестантам инквизиции.
Но и это ещё не всё, и даже не главное. Давайте прочтём одно любопытное письмо, процитированное в романе:
"Монсиньору Кадичелли, Ватикан.
Дорогой друг! Вчера в Берн прибыл пастор Шлаг. Вы должны помнить этого благородного человека, который всегда ратовал за мир, посещая неоднократно Швейцарию, Ватикан и Великобританию. Пастор Шлаг прибыл сюда, по его словам, для того, чтобы изучить все реальные возможности заключения мира. Отринутый Гитлером от Ватикана, народ Германии так или иначе вернется в лоно святой христовой веры, и пастор Шлаг поможет нашим пастырям в будущем нести свой свет туда, где было царство нацистской тьмы. Ваш Норелли".
Очевидно, что это письмо написано о католическом прелате, которым Шлаг и является. Иначе как он мог бы помочь католическим пастырям вернуть народ Германии в лоно Ватикана? Не говоря уже о том, что о своей миссии Шлаг докладывает католическому прелату Норелли, а его духовный руководитель - епископ Кадичелли из Ватикана, который должен этого Шлага помнить по неоднократным визитам пастора к престолу Святого Петра.
Есть и ещё несколько мелочей. У пастора, например, нет семьи, только сестра и племянники. Протестантский священники не следовали целибату и имели жён и детей, исполняя заповедь «Плодитесь и размножайтесь». А главное, только принадлежность Шлага к католической церкви может объяснить его роль в дальнейших событиях, одним из которых и было убийство несчастного Клауса...
Полностью мой текст о Штирлице здесь:
https://author.today/reader/250166