Коль скоро сегодня у нас очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, хотелось бы высказаться немного на тему реального социализма. Что это вообще такое? Маркс и Энгельс насчитывали пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Кроме того, классики марксизма выделяли в отдельную формацию так называемый азиатский способ производства. При этом способе производства все средства этого самого производства принадлежат государству, которое присваивает себе весь национальный продукт и затем распределяет его среди подданных согласно их рангам и заслугам. Что-то знакомое, не так ли?
Сейчас довольно популярно делиться воспоминаниями о том, как Советская власть заботилась о простом человеке, о рабочем, в первую очередь. Бесплатное жильё, образование, здравоохранение, дома отдыха и санатории, низкие налоги и коммунальные платежи, счастливое детство и обеспеченная старость. Правда тем советским гражданам, которые вкусили плоды обеспеченной старость в семидесятых, счастливого детства не досталось: оно пришлось на войну и послевоенную разруху. А те счастливчики, которые насладились счастливым обеспеченным детством развитого социализма, старость пришлось встречать уже во времена рыночных реформ. Так что оба этих бонуса социализма один и тот же человек на себе не успел испытать.
Но не суть важно. Важно то, что ни один из ностальгирующих по СССР публицистов не вспомнил о главном. О том, что простой человек во времена Советской власти и был этой самой властью. Пусть коллективной, пусть посредством Советов, но хозяином своей страны. Этого, самого важного признака социализма, никто не запомнил и не вспомнил. И не зря.
При социалистическом укладе производства все производственные мощности принадлежат государству. Оно присваивает конечный продукт и распределяет его среди граждан. Но кому принадлежит само государство? Государством при социализме управляют некие Мудрые и Просвещенные, постигшие Истину и Путь. Он самоорганизуются в Партию, которая управляет государством и обществом в соответствии с Истиной и ведет его по Пути. Совокупность Истины и Пути называется Учением. То есть мы имеем дело с типичной восточной теократией, когда Верховный Жрец одновременно является царём, а жреческий корпус одновременно составляет страту чиновничества.
Именно поэтому социализм наиболее прочно укореняется в странах восточного типа, наиболее ярким примером которых является сегодня Китай. Сам социализм с китайской спецификой там считают просто конфуцианством Нового времени, конфуцианством с космическими ракетами и ядерным оружием. Ни о какой власти трудящихся ни в СССР, ни в Китае реально речь никогда не шла: трудящийся не знает ни Пути, ни Истины, ни Учения. Отрываясь же от станка и плуга, жрец перестает быть трудящимся.
Разумеется, Партия заботилась о простом народе. Как и не о простом, то есть о жрецах своего Учения. Ведь народ создавал все материальные блага, он должен был быть здоровым, весёлым, простодушным и воистину Простым. Культ Простого человека, благодарного Партии за заботу был в СССР одним из самых важных. Но кто, кроме Партии мог проявлять эту заботу, коль скоро все материальные блага принадлежали ей самой? Разумеется, были люди, предпочитающие позаботиться о себе сами, но их клеймили званием спекулянта, фарцовщика, тунеядца и бездельника. Человек, решивший позаботится о себе сам, всегда был главным врагом Учения.
Но власть, как таковая, конечно Простому человеку была не нужна. Потому-то ни один из ностальгирующих и не вспомнил о том, что СССР был государством рабочих и крестьян.