СРЕДИ ТЫСЯЧИ ЛИСТЬЕВ. СМЕРТЬ БОГА ВОЙНЫ

Oct 06, 2021 11:05


Есть старый рассказ о том, как большое сражение было начато лишь затем, чтобы спрятать труп, чтобы замаскировать убийство одного человека. Я бы назвал прототипами этого  вымышленного сражения две величайшие, можно даже судьбоносные, битвы наполеоновских войн. Первым из этих сражений, конечно же,  было Трафальгарское, во время которого якобы французским снайпером, якобы с верхушки раскачивающейся мачты,  был убит адмирал Нельсон. Думаю, вы понимаете, что это совершенно невозможно. Было бы достаточно правдоподобным, если бы адмирал был убит неприятельским ядром, если бы он попал под залповый огонь французской морской пехоты. Но ничего подобного в окрестностях Victory, видимо не отмечалось, и убийство адмирал было приписано фактически шальной пуле, поскольку ни о каком прицельном выстреле в тех условиях речи идти не могло. Вторым же подобным сражением я бы назвал Бородинскую баталию.





Зачем и за что англичане убили своего самого прославленного адмирала понять несложно: благодаря близости к королевской семье Неаполя Нельсон стал фактическим диктатором Средиземного моря. Не как представитель Британии, а сам по себе. В одном из бесчисленных конфликтов, которые неизбежно должны были возникнуть у Нельсона с одной из противоборствующих придворных группировок Британии, его противники решили устранить адмирала, и кто-то из экипажа Victory пристрелил его в суматохе и горячке боя. Не обязательно дело было в высоких политических мотивах: в условиях континентальной блокады, введенной Наполеоном, любая посудина попросту генерировала бешеные деньги. Легко себе представить какими суммами оперировали партнеры Нельсона, имеющего в распоряжении весь британский флот и королевство Сицилии в придачу!

А на Бородинском поле погиб Багратион.

Пётр Иванович Багратион был крайне неоднозначным человеком, очень своеобразным по поведению и чрезвычайно амбициозным военачальником. А ещё он был «политиком». В России того времени было, строго говоря, две партии: молодые реформаторы Александра и русская консервативная партия, которую Наполеон называл «боярами».  Как это часто бывает, русскую партию бояр возглавлял немец: принц Георг Ольденбургский. Именно конфискация Наполеоном Ольденбургского герцогства в целях проведения континентальной блокады послужила чуть ли не главной причиной охлаждения русская-французских отношений. За этим принцем была замужем Екатерина Павловна Романова, сестра Александра Первого, понятно, что её политический вес в русской партии был гораздо выше, чем вес Георга. Но муж есть муж, глава семьи. И сам Наполеон обвинял в разрыве союзных отношений с Россией не только «бояр», но и неких немцев.

Багратион слыл любовником Екатерины Павловны, но даже если интимных отношений между ними не было, всё же для появления таких слухов требуются основания: частые встречи, уединенные беседы, переписка, выходящая за рамки обычного обмена любезностями. И если говорить о распределении ролей в боярско-немецкой партии, то Багратион был её шпагой. С началом же войны двенадцатого года Пётр Иванович начал рассылать свои знаменитые письма, прямо обвинявшие Барклая де Толли в измене, в том, что командующий намерен сдать Москву и всю Россию Наполеону, при этом французы не дошли ещё и до Смоленска.

Фактически, письма Багратиона создавали базу для пропаганды отстранения Александра от власти или её серьезного ограничения. Письма эти шли прямо с передовой, они, можно сказать в прямом смысле пропахли пороховым дымом. Писались они Петром Ивановичем  с ультрапатриотических, воинственных позиций, содержали требования немедленно дать Наполеону генеральное сражение  и перейти в решительное наступление.

Здесь надо напомнить, что антиправительственная агитация времен Первой мировой войны, в итоге таки приведшая к отстранению династии Романовых от власти, тоже начиналась с патриотических позиций. Все мы помним пресловутое «Что это, глупость или измена?», фразу Милюкова звучавшую с трибуны Государственной Думы и передаваемую с тех пор бесчисленное количество раз из уст в уста в любом публичном собрании. Даже много лет спустя в советской пропаганде Романовых то и дело пинали за пораженчество, стремление заключить сепаратный мир и неумении подчинить все силы страны интересам войны. Что уж говорить о кадетах?

Почему же Александр терпел рядом с собой сестру-заговорщицу и генерала-политика? А потому, что в рассматриваемый период ему угрожала опасность не только справа, но и слева. Убийство Павла, в результате которого сам Александр взошел на престол, участники «великой мартовской революции» рассматривали лишь как первый шаг к установлению конституционного образа правления. Разумеется не по образцу французской конституции 1793 года, а по британским лекалам: с символической фигурой монарха на троне и палатой лордов, к коим причисляли и себя. Противовесом этой группировке и служила партия консерваторов, располагавшая собственной армией Багратиона и придворным прикрытием в лице Екатерины Павловны.

Впрочем, только ли прикрытием? Сохранились воспоминания шведского дипломата, прямо указывавшие на существование проектов передать сестре Александра российский престол в качестве Екатерины Третьей - две уже зарекомендовали себя самым наилучшим образом, а Бог, как известно, любит Троицу.

Лавируя между молодыми реформаторами и консерваторами, Александр до поры до времени сохранял шаткое равновесие между ними. Однако в 1812 году он сбил с доски сразу две фигуры консервативного лагеря: Багратион был тяжело ранен на Бородинском поле, а принц Георг скоропостижно скончался, как объяснили, от «нервной горячки».

В свое время Вольтер уклонился от визита в Россию, написав Екатерине Второй, что опасается геморроидальных колик, которые косят людей направо и налево: таков был официальный диагноз убитого Петра Третьего. Что ж, каждому времени свои смертельные недуги. Геморроидальные колики, нервная горячка, холера, сгубившая несостоявшегося государя Константина Павловича. Сейчас вот короновирусная инфекция. Медицина - наука тонкая, недаром товарищ Сталин не доверял своим врачам. Да и сама Екатерина Павловна не зажилась на белом свете: в 1819 году она вдруг умерла самым нелепым и шутовским образом.

Теперь, когда мы расставили фигуры на доске, можно приступить к расследованию непосредственных обстоятельств гибели Багратиона на Бородинском поле. А это значит, что продолжение следует...

Исторические расследования

Previous post Next post
Up