Можно прочитать кучу сталинских биографий, благо их действительно понаписана куча. Я примерно кучу их и прочитал. А ещё можно полное собрание сочинений Сталина осилить. Я осилил. Осилил, начиная с первых его опусов, которые будущий тиран подписывал, как "Бесошвили" (а мог бы и "Чертоидзе", например), и заканчивая дополнительным томом, составленным энтузиастами дела великого вождя уже совсем в недавнее время.
На этом этапе можно было бы подумать и о том, что проникать в сущность личности Сталина больше не через что. И тут вдруг я наткнулся на стенограмму тех времён, ссылку на которую выложил Рожин -
colonelcassad. Прочитал её (стенограмму) и понял - вот где ярче всего документально зафиксировано проявление сути и главных качеств сей противоречивой исторической персоны.
Жаль, что никто из фильмоделов не осуществил простую и обыкновенную творческую операцию - не попытался снять реконструкцию какого-нибудь совещания или совета, в работе которых принимал участие Сталин.
Как было бы здорово экранизировать, к примеру, что-нибудь вроде
этого шедевра -
Сталин. Не умели товар лицом показать.
Буденный. Очки втирать не могли. (Смех.)
Белов. Я, например, стесняюсь. Сколько раз приходилось мне выступать, и каждый раз, когда я выступаю, я чувствую, будто выступаю в первый раз. Когда я попадаю на глаза т. Сталину или Ворошилову, я всегда стесняюсь, потею и, честно говоря, наверно, сколько раз выглядел перед т. Сталиным дураком. Спросят меня - мне надо пять минут, чтобы раскачаться; а т. Сталин больше пяти минут и не слушал. И выходило так, что все эти тухачевские, якиры и уборевичи, вся эта сволочь, она ничего не стеснялась и чувствовала себя лучше нас.
Сталин. Трата-та, рата-та-та!
Честно говоря, я бы здесь не удержался и добавил к цепочке "стесняюсь"-"потею" ещё и "воняю", что бы стало уже совсем, как в известном
анекдоте.
А вместо этого тот же Михалков - сделавший киноразоблачительство Сталина своей узкой специализацией, тыкает его кинообраз лицом в торт, словно снимает какое-то "дегенеративное искусство", де-факто именно таковым публике и явленное.
Как же выглядит типичная большевицкая сходка, под предводительством Сталина? Вождь, вместе с самыми ближними приближёнными (на текущий момент, конечно), усаживается как можно удобнее и приступает к развлечению. Перед ним выступает то один клоун, то другой, соревнуясь друг с другом в том, кто из них больший недоумок.
Совершенно недалёкий люди, испытывая чудовищный страх и подобострастие, начинают лепетать всё, что приходит к ним в голову, несутся по прямой бурного потока сознания. Время от времени Сталин, провоцируя у жертвы приступы делирия, делает короткие и малозначимые замечания. Которые, впрочем, скорее всего кажутся выступающему чем-то многозначительным и мудрым, поощрительным даже.
Если совершить опыт и взяться поочередно за чтение этих стенограмм и комментариев к сталинофильским текстам Рожина, то станет совершенно очевидно - несчастные сталинисты разговаривают и общаются абсолютно тем же образом, что и участники сталинских сборищ. Похоже, что это люди, которые отягощены болезненной потребностью быть грязью в ногах повелителя. Поэтому я считаю, что говоря о таких персонажах, не стоит даже касаться темы убеждений или идеологии. Это банальная психопатология, не более того.