Последнее время примелькалось сурковское выражение "глубинный народ". Если кто не в курсе, это новиопы так называют русских, Сурков им удобный эвфемизм подарил. В новиопской картине мира Россия - страна двухсот национальностей, и русские там затесались где-то между лезгинами и чувашами. Поскольку у нас все равны, новиопские "русские" -- народец небольшой, представленный в основном балалаечниками и матрёшечниками.
А вот основную массу населения за Садовым кольцом потребовалось как-то назвать, а то масса есть, а слова нет. Вот и придумали. Но получился эвфемизм, наглядно демонстрируя, что общеупотребительное название этой "массы" для новиопов... неприлично.
Между тем, реальные русские, стараниями КПСС-НКВД лишённые своего правящего класса и своей интеллигенции, - народ всё ж большой, и в сурковской карикатуре подробности со временем разглядит, как адекватные, хотя и обидные, так и гипертрофированные, и выдуманные под действием недобрых чувств.
Уровень же глума и брезгливости, заложенных в "глубинный народ", нетрудно оценить, посмотрев на то, что у Суркова противопоставляется "глубинному народу". "Поверхностный народ"? Но "поверхностный народ" в русский язык плохо лезет: там "поверхностный народ" будет "плесень".
Получается как-то так:
русские -- новиопы
"глубинный народ" -- "плесень"
По-моему, первая строчка предпочтительней. Ибо стиль высказываний с использованием таких эвфемизмов неизбежно скатится на Noviop1937-style, извольте: "... но ветры релокации смахнули плесень, налипшую на одежды глубинного народа, который лишь облегчённо выдохнул и приступил к решению очередных задач. Очередные же задачи заключались в том, чтобы подготовиться к достойному проведению выборов президента Российской Федерации и провести их своевременно и благополучно." Ничего не напоминает? Вот и я о том же.