Что-то клирики в почёте, что-то физики в загоне...

Dec 17, 2008 12:24

Первое издание Большой Советской Энциклопедии в 65 томах выходило в течение 1926-47 годов, 51 том второго издания вышел в течение 1949-58, 39 томов третьего - в 1969-78.

На рубеже 1941/42 годов академик-полярник О.Ю.Шмидт был отстранён от поста главного редактора БСЭ, а с 15 по 19 июля 1946 в Англии с широким размахом прошло торжественное празднование 300-летия со дня рождения Ньютона. Казалось бы, между столь разными событиями никакой связи нет и быть не может, однако не будем торопиться с выводами.

В начале 1942 будущий главред БСЭ, С.И.Вавилов, садится за написание биографии Ньютона, которая, будучи одной из лучших когда-либо написанных научных биографий, потребовала немало усилий, но вышла в свет как раз вовремя: к 4 января 1943*) (отметим, что второе издание этого труда вышло в 1944). Такая, казалось бы, далёкая от нужд фронта напряжённая деятельность Вавилова не может не удивлять, - ведь англичане перенесли официальные торжества на три с половиной года по вполне понятным соображениям; более того, ни в Англии, ни в других воюющих странах книг о Ньютоне непосредственно к юбилею не издавали --- за исключением СССР, выпустившем аж 5 (пять) книг о Ньютоне в 1942-43.

В 1946 Вавилов был то ли очень занят, то ли президенту АН СССР и участнику атомного проекта ехать в Англию после Фултонской речи было не с руки, --- так или иначе, на празднование он, несмотря на приглашение, не приехал. Тем не менее, доклад "Атомизм И.Ньютона", зачитанный от имени Вавилова профессором Дэлем, произвёл сенсацию. Текст доклада в Англию привёз Б.А.Введенский, ставший после смерти Вавилова в 1951 главным редактором БСЭ.

Оно и понятно: подбор лиц, контролирующих источники информации для населения криптоколонии - дело серьёзное, на человека нужно посмотреть, прежде чем допускать его к делу. Или уж допускать к делу лиц, отличающихся непрошибаемым англофильством a la Вавилов. Помимо ньютономании, Вавилов не уставал восхищаться (в отличие от Капицы, к месту и не к месту) физиками-экпериментаторами кембриджской школы, при постановке экспериментов обходившейся минимумом средств.

Нетрудно догадаться, что и четвёртый главред БСЭ (1969-78), изобретатель лазера А.М.Прохоров, был человеком проверенным и английской культуре отнюдь не чуждым. Английский язык был его родным - он родился в Австралии в 1916, где и провёл первые 7 лет своей жизни. В Англию Прохоров попадает в 1955 в числе первых советских учёных, выехавших за рубеж после перерыва, обусловленнго "холодной войной"**). Александр Михайлович вспоминает: Первый раз я выехал за границу. Когда увидели там русского, все удивлялись... ... Всюду нарасхват: первый русский. Без бороды. Не обросший и нормальный. Я почётным гостем был. Первый доклад о мазерах я сделал, изложил теорию лазеров. Всех это потрясло. Ну вот, за стол (а в Кембридже дубовые столы) меня посадили на почётное место.... Говорили ещё после того доклада в Кембридже, что вот, наверное, Нобелевскую премию дадут. И вдруг в 1964 г. пришло сообщение из шведского посольства, что я получил Нобелевскую премию...

...Когда я посещал лаборатории закрытые, был определенный маршрут: сюда можно, а туда нельзя. Кстати, мы к этому спокойно относились. Маршрут был железный. Но меня пускали в лаборатории, в которые никого не пускали. Я ездил за границу, и хотя я, как говорится, "имел доступ", я всё равно ездил.

Впрочем и при Шмидте издание БСЭ не оставалось без присмотра:***) среди заместителей главного редактора числился советский небожитель Ф.А.Ротштейн - старый большевик, живший с 1890 по 1920 в Лондоне. Проф. В.А.Маркус с удивлением вспоминает:
Особую заботу Шмидта составляли размеры статей. Несмотря на борьбу с нарушением плановых объёмов, размеры статей, как правило, значительно превосходили запланированные. Объяснялось это в основном субъективными причинами.... Например, статью "Биконсфильд" написал Ф.А. Ротштейн, большой знаток истории английской дипломатии. Статья так понравилась Отто Юльевичу, что он не вычеркнул из неё ни единого слова, хотя объём её в четыре раза превышал запланированный.

Но это всё "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой." Как обстоит дело сейчас? Руководителем проекта "Большая Российская Энциклопедия", продолжающего проект БСЭ, в 2001 стал Сергей Кравец. Это назначение знаменует наспех создаваемую в РФ симфонию государства и церкви. В 1984 году он окончил факультет журналистики МГУ, в Институте философии АН СССР защитил диссертацию "Эстетика Павла Флоренского". Впрочем, для рассказа о времени и о себе лучше предоставим слово самому Сергею:

Крестили меня дома у священника - отца Александра Шаргунова.... Я был тогда на третьем курсе...

Попал на Всесоюзную научную олимпиаду студентов в Ленинград. От филфака в команде была моя будущая жена Лена Тарасова. И тут я испытал шок от того, что встретил людей, которые знали гораздо больше меня, при том что на журфаке я считался звездой - по знаниям. На олимпиаде провалился в первом же туре. А Лена заняла второе место в Союзе. Так вышло, что рядом с женщиной, которая мне понравилась, я почувствовал себя малоучкой. И после этого в течение трех лет все свои свободные дни стал проводить в исторической библиотеке.

Студентом я попал в кружок великого философа Лосева. Помогал готовить к публикации его статьи по русской философии. Всё мне казалось абсолютной фантастикой. Лосев, Гулыга, Аверинцев... Семья Флоренских. В это же самое время стал на всю жизнь моим другом игумен Андроник Трубачёв.

...Журнал "Литературная учеба". Там подобралась очень интересная компания. Мы стали публиковать Соловьёва, Розанова, Лосева, Карамзина, Флоренского. И самое главное - это был 88-й год - новые переводы Нового Завета. Меня назначили заведующим отделом, и хотя я не коммунист, не комсомолец, но журнал всесоюзный - требовалось утверждение в ЦК. Там ждал меня для собеседования Владимир Константинович Егоров. И на это же время - у меня венчание с Леной. Конечно, я в церковь пошел, а не в ЦК. Потом, когда Егоров уже был министром культуры и помогал с "Православной энциклопедией", мы этот случай вспоминали. Ждут, а человека нет - что случилось? Говорят: венчается. От удивления решили утвердить без собеседования.

В 90-м году трудами Арсения Владимировича Гулыги [известного провокатора и стукача] мне была выбита Гумбольдтовская стипендия. К этому времени мы действительно уже считали деньги на молоко и хлеб... Еще недавно я жил довольно обеспеченно: много писал, гонорары тогда за книги и комментарии были хорошие - до 700 рублей доходили, да и зарплата заведующего отделом - 250 рублей. А тут вдруг - ничего. Лишь те же 250 рублей, которые превратились в десять долларов.... Предложение фантастическое: на три года в Германию со стипендией в восемь тысяч марок изучать архив русского религиозного философа Франка. Более того, обещали, что и Лене найдут работу с церковно-славянским языком. Просто блеск! Мы собрались. И заехали к нашему самому близкому другу - отцу Андронику в Лавру. А его в этот момент как раз назначают наместником Валаамского монастыря. И вдруг он говорит: не надо вам никуда ехать, надо здесь работать - есть возможность создать то, о чем столько лет мечтали: научное церковное издательство, издавать того же Флоренского, Соловьёва. И мы решили остаться.

Впрочем, и "церковное научное издательство Валаамского монастыря", преобразованное в конце 90-х в центр "Православная Энциклопедия", получило изрядную поддержку КГБ ФCБ, отнюдь не только в лице Гулыги. Кравец вспоминает:

Теперь, когда мне попали в руки некоторые документы, я узнал подоплёку. Оказывается, в ельцинской администрации шла жёсткая борьба вокруг проекта Православной энциклопедии. Сторонников возглавлял глава контрольного управления Путин. У меня есть его докладные в нашу поддержку. А противником был глава правового управления Орехов.... В марте 98-го вышло распоряжение президента о поддержке Православной энциклопедии и выделении на неё трёх миллионов рублей. А важнее денег был статус.

Создав такую структуру, власти получили неплохо замаскированный инструмент влияния на науку и культутру. Об этом Кравец говорит так:

Мы существуем на правах синодального отдела. Получилось так, что возможности нашей структуры оказались шире даже такого большого дела, как энциклопедия. Так появилась одноименная передача на телевидении, радиопрограмма, потом открыли сайт в Интернете. Начинаем издавать ежегодник РПЦ, жития святых на научной основе.

Что за нами закреплено? Прежде всего вся связь с наукой и культурой. Патриархия заключает, скажем, договоры о сотрудничестве с Академией наук, с Минобразованием. И мы представляем её в качестве "головного института РПЦ". При этом сохраняем статус научного центра, поэтому более, чем другие подразделения РПЦ, свободны в каких-то формах, контактах. Например, давно уже работаем с Русской зарубежной церковью. Я летал в Америку, договаривался. У нас многие авторы оттуда. Вокруг нас собираются политологи, социологи. Мы создали группу, которая даёт рекомендации, предлагает идеи.

Путин патронирует и Православную энциклопедию, внимательно следит за выходом очередных томов. Когда президент вручал мне орден, то тихо спросил: а сколько всего-то вышло томов? Я говорю: уже три. А у меня, говорит, почему-то только два. Я говорю: у нас с собой по странности как раз есть третий. Это в начале 2001 года было. Первый том патриарх ему вручил на инаугурацию, а последние тома - когда президент приезжал к Святейшему на Рождество.

У научно-популярной литературы таких могущественных покровителей в РФ, увы, не нашлось.

Как уже говорилось, помимо Православной энциклопедии в 25 томах, "головному институту РПЦ, существующему на правах синодального отдела", поручено и издание Большой Российской в 30 томах. Правда, тут без сотрудничества с РАН обойтись пока невозможно, и вот как видится это сотрудничество патриархийному чиновнику:

Президент РАН -- председатель научно-редакционного совета, отвечает за научное содержание энциклопедии и в меньшей степени за технологию, организацию процесса. Я отвечаю полностью за выход томов, за технологическую цепочку и в меньшей степени за содержание, потому что являюсь специалистом только в одной-единственной области. Но мы вместе контролируем наиболее сложные, подверженные конъюнктуре разделы, связанные с сегодняшней экономикой и политикой, с правом, экологией, историей.

Реалии жизни церковного чиновника в РФ плохо способствуют продуктивному умственному труду; штурмовщина, культ послушания, плавно переходящий в лишение сотрудников права на отдых, для Кравца совершенно естественны: Есть у нас понятие: режим сдачи. Это такое время, когда человек не может уйти с работы, пока его не отпустят. Мы купили диванчики, кресла-кровати, бельё. У нас здесь душ, есть вечернее бесплатное питание. А режим сдачи бывает два раза в год по два месяца.

Руководитель столь ответственного издательского проекта, имеющий возможность влиять на степень знакомства читателей с достижениями науки и культуры, нимало не смущается тем, что прорабами "удвоения" и "суверенной демократии" предусматривается снижение образовательного уровня россиян, в одном из интервью он прямо так и заявляет:

-- В новой энциклопедии мы немного отойдем от российской традиции - серьёзных статей с диаграммами, картами, которые надо уметь читать. Материал станет более доступным. Даже кегль шрифта научных статей мы теперь увеличили... Есть закономерность: чем более образованно читающее общество, тем размер шрифтов, которым набираются тексты в этой стране, меньше. Чем менее образованно - тем крупнее буквы, объёмы текстов сведены до минимума, зато больше рисунков и комиксов.
-- Вы хотите сказать...
-- Обижать никого не хочу. Мы должны сделать энциклопедию доступной и простому читателю. Вынуждены это делать, потому что сегодняшний уровень образованности ниже и привычка к чтению у людей слабее, чем это было 15-20 лет назад.

Все 4 главных редактора БСЭ были академиками (трое физиков, один географ и математик); работы Вавилова и Прохорова были отмечены нобелевскими премиями. Редактор БРЭ и ПЭ - церковный журналист. Оно и понятно: демонтаж "сверхдержавы" сопровождается ликвидацией естествознания на соответствующей территории. В связи с этим возникает ещё один вопрос: не для того ли была уреждена Темплтоновская премия, чтобы придавать статус людям типа Кравца? Ведь при существующей системе путь для них к премиям типа нобелевской или академическим званиям вроде бы закрыт.

Post Scriptum

Вряд ли найдутся разумные доводы против того, чтобы мнение представителей церкви по разным вопросам современности было услышано учёными, деятелями культуры, политиками и т.д. Конечно, если речь идёт о церкви, понимаемой как самостоятельная, отдельная от государства организация верующих христиан, создаваемая их силами и за их счёт. Это мнение, если выдержит честную конкуренцию со всеми прочими мнениями, будет представлять ценность и достойно уважения.

Если же понимать церковь прежде всего как совокупность бюрократических структур Московской патриархии и около неё, которая используется как один из инструментов влияния государства и неких анонимных структур на науку, культуру, искусство, образование РФ - разговор совсем другой. Кому нужна такая ситуация, при которой невыгодные государству (и его хозяевам) выводы науки, делающие людей более сильными и свободными, подменяются идеологическими и религиозными установками, облечёнными в квазинаучную форму, а искусственное объединение деятелей церкви и науки в одном проекте создаёт условия для карьерного роста людей малокомпетентных и управляемых?
Да и как-то неестественно, когда даже патриарх иногда помышляет, как бы избежать щедрых подарков государства, типа рублёвской иконы из музея для Троице-Сергиевской лавры.

_________
*) Ньютон родился 25.12.1642 (по принятому тогда в Англии Юлианскому календарю), по григорианскому календарю 300-летие приходится на 04.01.1943.
**) Прохоров также ездил в Великобританию в 1960 и 1964.
***)C партийной стороны издание контролировал Бухарин, пока был жив.

UKGBNI-СССР, u++

Previous post Next post
Up