(no subject)

Jun 24, 2016 14:05


Начнём с главного. Референдумы в Великобритании по закону носят рекомендательный характер, а не обязательный. В прямом смысле: правительство может проигнорировать результаты всенародного волеизъявления. Хотя «в случае, если воля большинства высказана с большим перевесом, результаты плебисцита оказывают серьёзное влияние».

И совершенно не факт, что победа евроскептиков с перевесом в 2% будет сочтена правящими в Британии еврочиновниками достаточно убедительной.

Однако даже если она будет признана таковой - британской элите есть куда отступать.

Во-первых, она может картинно «учесть» результаты народного волеизъявления и начать по этому поводу неспешные, лет на пять-десять, переговоры с Брюсселем по процедуре выхода из Евросоюза, изменения статуса отношений и пр. В результате чего действительный исход из Европы будет отодвинут куда-то в следующее десятилетие.

Во-вторых, британская элита сможет просто продублировать большинство устраивающих её (но не граждан) договоров с Евросоюзом и его партнёрами в «индивидуальном порядке», то есть сделать своему членству в ЕС ремейк, но называть его не членством, а каким-нибудь глубинным партнёрством.

В-третьих, элита в состоянии совместить оба этих подхода, объявив по их результатам, что процесс переформатирования партнёрства с континентальной Европой завершён - и теперь всё стало по-настоящему хорошо.

Строго говоря, это не я всё придумал - это всё «варианты на случай неудачи», уже давно озвученные в деловых британских медиа, облечённые в инфографику и общепринятые.

…И всё-таки - что произойдёт, если Британия покинет Евросоюз по-настоящему? Вместе со своим 12-13% европейского населения, половиной европейских вооружённых сил и пятой частью европейского ВВП?

Главной катастрофой это станет не для миллионов поляков и прибалтов, перед которыми замаячит пугающая перспектива возвращения с богатых островов на бедноватые родины.

И не для европейской коллективной безопасности, которой куда больше угрожает европейское единство, чем какой-либо внешний враг, вот-вот готовящийся напасть на Латвию.

И даже не для нелегалов, пытающихся штурмовать Ла-Манш и туннель под ним.

Главной катастрофой действительный выход Британии из ЕС может стать для сложившейся в передовых странах формы общественного устройства - имитационной, управляемой и отлично контролируемой демократии.

Такой демократии, в которой протестные настроения изначально приватизированы профессионалами «выпускания пара», прохождение во власть возможно лишь при поддержке крупного и почтенного бизнеса, а лениво сменяющие друг друга «левые» и «правые» проводят одну и ту же экономическую, внешнюю и внутреннюю политику - политику элит.

Вчерашнее голосование вполне может стать началом не просто «упадка ЕС», но началом по-настоящему новой мировой эпохи. То есть эпохи, когда правила, навязанные большинству блестящим и величественным «золотым процентом», владеющим нашей планетой уже не первое поколение, - внезапно перестанут работать. И механизмы мастерского контроля масс, все выработанные за десятилетия навыки «имитационной демократии» с заранее заданным результатом - тоже начнут заедать и ломаться.

Кризис «управляемого народовластия» - потенциально может стать самым главным кризисом XXI столетия, поскольку он пока что не имеет практического решения: массы в состоянии проголосовать против воли элит, но не имеют возможности проконтролировать выполнение собственной воли. Что уже продемонстрировал референдум в Нидерландах - и запросто может продемонстрировать пример Британии.

И чем дольше воля большинства будет постфактум «форматироваться» в интересах меньшинства - тем более болезненным может стать слом механизма.

Впрочем, до всего этого ещё нужно дожить. Пока что у «золотого процента Европы» - неприятности, но ещё не катастрофа.
Брексит. Всё ещё впереди
Previous post Next post
Up