(no subject)

Apr 22, 2016 17:35


Могла ли катастрофа не произойти?

Да, безусловно. Если бы все, кто вёл дело к ней, вдруг ударились оземь и перестали вести к ней дело. То есть перестали быть собой - ведущими к катастрофе силами или бессильными властями, не способными остановить это движение.

Если бы капитал перестал рассматривать войну как источник невероятных процентов прибыли - а начал бы жить по принципу «всё для фронта, всё для победы».

Если бы политическая элита империи перестала рассматривать войну и начавшееся после первых же поражений недовольство как отличный ресурс для внутренних интриг, и «лоялистского рэкета» царской власти, и подготовки разнокалиберных заговоров, и замены одного за другим целого ряда беспомощных премьер-министров (за один год перед Февралём их сменилось четыре штуки).

Если бы сама верховная власть не узнала о начавшейся в столице революции спустя двое суток после её начала. И если бы опиралась перед этим в большей степени не на некие непреходящие мистические качества вверенного ей народа, а на его социально-экономические реалии.

Если бы империя вступила в войну с проведённой индустриализацией, или с решённым земельным вопросом, словом - с чем-нибудь, что сняло бы напряжение между привилегированными классами и подавляющим большинством народа.

Если бы империя не вооружила этот (не имевший толком даже права голоса) народ настоящими винтовками и не послала бы гибнуть миллионами за цели вроде «взять под контроль Дарданеллы и усилить своё влияние на Балканах».

Если бы империя дала свой адекватный ответ на всеобщий европейский подъём «национально-освободительных движений», начавшийся вообще-то за десятилетия до катастрофы. Если бы свержением её власти не бредили бы одновременно кавказские и питерские интеллигенты, амбициозные дети «черты оседлости» и обнищавшие дети столичных дворян, польские социалисты и глубоко русские старообрядцы.

Если бы подавляющее большинство привилегированных элит - политических, культурных и даже наследных аристократических - не находилось к существующему строю в глухой, давней и циничной оппозиции.

Словом - революция могла не произойти, если бы российское государство в предшествовавшие ей годы было не собой, а каким-то совсем другим.
Памятка атикоммунисту
Previous post Next post
Up