Бонапарту, мечтавшему править всем миром, стыдно было признать поражение от русских варваров, - говорит экс-вице премьер России Владимир ПОЛЕВАНОВ. - Наполеон решил списать разгром великой и непобедимой армии на … сильные морозы и внезапный снегопад. Вернувшись в декабре 1812 г в Париж, он написал в своем 29-м бюллетене военных действий: «выпавший снег в шесть дней расстроил дух армии, отнял мужество у французских солдат, ободрил презрительных казаков, лишил французов артиллерии, фуража и кавалерии и поверг их - хотя русские мало тому способствовали - в то жалкое положение, в каком они вступили в Польшу».
- Но ведь лютые морозы действительно тогда были, Владимир Павлович!
- Я сам в это верил до последнего времени, пока не стал разбираться с историей. Оказалось - миф, сотворенный разбитым наголову Наполеоном! Живучий до сих пор. Судите сами. Война на территории России шла исключительно летом и осенью. Календарную зиму у нас Наполеон не застал, сбежал. Через Березину, спешно наводя мосты. Значит, 26-28 ноября река не была скована льдом. Хотя в 1795 году французская армия перешла по льду Вааль и разбила голландцев, захватив их корабли. Мороз Наполеону не помешал тогда, скорее, наоборот.
Зима в России в том году вообще наступила позже обычного, судя по данным метеонаблюдений. И была теплее.
-Разве тогда наблюдали за погодой?
- Конечно! Систематические наблюдения начались по указу Петра Первого ровно за 90 лет до нашествия Наполеона. Первая метеостанция в России появилась в 1724 г. А через 20 лет даже в Сибири открыли более двух десятков станций.
Кроме научных данных есть и мемуары соратников Наполеона. Генерал Гурго признавал: «Погода была хорошая и стужа умереннее той, которую мы переносили во время кампании в Пруссии и в Польше в 1807 году и даже в Испании среди Кастильских гор, в течение зимней кампании 1808 года, под предводительством самого императора... Что касается до сильной стужи, то меру ее определить можно тем, что Березина не была еще покрыта льдом во время переправы через нее».
Так что дело вовсе не в климате. Бегство Наполеона началось, как известно, после поражения под Малоярославцем 24-26 октября. При 5 градусах тепла и выше! Генерал Сегюр писал: «20 лет непрерывных побед рассыпались в прах... Это было 26 октября, когда началось роковое отступательное движение наших войск на Запад». 1 ноября генерал де Коленкур, свидетель хвастливого тоста Наполеона в Вильне, запишет: «Погода была хорошая. Император несколько раз говорил, что «осень в России такая же, как в Фонтенбло»; по сегодняшней погоде он судил о том, какою она будет через 10-15 дней, и говорил князю Невшательскому, что «сказками о русской зиме можно запугать только детей...»
9 ноября, когда французы были в Смоленске, действительно ударили морозы до 8 градусов, как писал французский генерал Жомини. И продержались несколько дней. Но разве это лютая стужа? Потом в ноябре морозы и вовсе упали до 2-4 градусов.
Стужа за минус 20 началась лишь в декабре. Когда Наполеон уже сбежал из России, приказав сжечь мосты через Березину. Вот тогда и стали мерзнуть брошенные несостоявшимся властителем мира на нашей территории больные, раненые французы. Но война Бонапартом уже была проиграна вчистую. Русские войска следом за беглецом шли на Париж.
Байкой о «Генерале Морозе, победителе Наполеона» возмущался герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов: «Похвально ли для некоторых из нас, еще более для тех из нас, русских, которые знают истинную причину гибели нахлынувших на нас полчищ, - похвально ли им повторять чужой вымысел для того только, чтобы не отстать от модного мнения, как не отстают они от покроя фраков или повязки галстуков, изобретенных и носимых в Париже?» Генерал-лейтенант в своем «Дневнике партизанских действий 1812 года» целую главу посвятил разбору погоды. Доказывая, что не мифическая стужа, а русский народ разбил «великую и непобедимую армию Наполеона
http://m.kp.ru/daily/26396/3273611/Наполеон хотел «отбросить русских во льды, чтобы не вмешивались в дела Европы»