Шарий и Стус

May 07, 2015 18:32


Журналист Анатолий Шарий недоумевает - почему вдасти ДНР убрали с Донецкого Университета памятную плиту в честь Василия Стуса - он же был не политик, а поэт?
Он же сидел за свои убеждения и умер в тюрьме!

image Click to view



Многие дончане задаются вопросом: зачем националистам с таким рвением бороться за то, чтоб Василь Стус стал «новым героем» Донбасса? Зачем диссидент Стус в качестве иконы понадобился отъявленным антикоммунистам и русофобам, которые только и делают, что пытаются реабилитировать нацистских пособников, оскорбить ветеранов Великой Отечественной войны, тянуть Украину в НАТО и разрушать вековую дружбу с Россией? Ответ очевиден: значит, Стус именно тот «герой», к опыту которого современные националисты хотят апеллировать в реализации своих политических целей. Значит, Стус нужен необандеровцам для того, чтобы создать искусственный культ, поклонение которому, по их замыслу, должно отторгнуть народ Донбасса от традиционных ему ценностей, от борьбы за национально-культурную самобытность Донецкого края. Наконец, Стус избран «оранжевыми» в качестве того идола, на примере которого они хотят воспитать в националистическом духе донецкую молодежь.

К сожалению, уже краткий обзор литературного наследия Василя Стуса показывает, что, увы, выше изложенное предположение является очевидным. Ведь известность Стуса в последние 20 лет связана отнюдь не с художественной ценностью его произведений, а с тем фактом, что сам Стус был украинским националистом и выступал за отторжение Украины от России, к тому же являлся ярым противником советской системы. Именно это обстоятельство обеспечило Стусу столь феноменальную популярность среди националистических сил и обслуживающей их «интеллигенции». Стус востребован в «оранжевой» Украине в первую очередь оттого, что являлся антикоммунистом и русофобом, исповедовал антикоммунизм и либеральные западнические ценности.

Чтобы проверить, истинно ли «демократом» был Василь Стус, достаточно обратиться к его работе «Дещо з думок наших попередників про нацiональне питання на Українi», написанной еще в 1968 г. В этом очерке Стус вкратце изложил свои взгляды на межнациональные отношения в Украинской ССР и фактически противопоставил друг другу украинцев и русских. Стус писал, что украинцы якобы находятся в угнетении и не могут даже реализовать право на образование, не говоря уже о других потребностях: «Вище офіціантки, двірника, прибиральниці, муляра, чорнороба кар'єра українця, що вирвався якимось побитом із села, в українському місті й не піднімається. У юнака чи юнки, поки вона пройде крізь частокіл різних бюрократично-крутійських державних перепон до міста, поки доб'ється прописки в місті, просто не вистачає далі енергії на те, щоб якось краще влаштувати свою долю: піти вчитися у вуз чи технікум. Для багатьох і проста робота асенізатором чи прибиральницею в місті вважається великим благом, коли вони згадують про своє безправ'я колгоспника. Закріпачені за колгоспами і діти колгоспників. Вони не мають змоги по закінченні школи продовжувати навчання у вузах, бо, щоб виїхати для поступання до вузу чи технікуму, потрібно мати довідку від голови колгоспу, тобто "вольную", "разрешение на выезд”.

Вот какие страсти творились в Советской Украине, по словам Стуса. Как же тогда тысячи и миллионы украинцев получали высшее образование, становились руководящими работниками КПСС, директорами предприятий, сотрудниками НИИ, академиками, летчиками, генералами - непонятно. Но наибольшее удивление при чтении этих строк вызывает тот факт, что сам Василь Стус - простой сельский парень из Винницкой области и, по его признанию, „щирый украинец”, смог при этом закончить историко-филологический факультет Сталинского педагогического института (современный ДонНУ) и затем даже поступить в аспирантуру Института литературы АН УССР в Киеве. Но при этом продолжал утверждать про „дискриминацию” украинцев в Советском Союзе!

Однако обратимся к наиболее «достопримечательному» месту цитированного очерка Стуса, где он в полной мере изложил свои «демократические» воззрения. В доказательство своей теории о мнимом угнетении украинцев в Украинской ССР Стус привел статистическую таблицу, свидетельствующую, по его мнению, об ущемлении прав украинской нации.

А далее рукотворная таблица „правозащитника” была снабжена такими „демократическими” комментариями: «...Міське населення в українських містах рекрутується в основному за рахунок наїжджих росіян (у 1959 році, в порівнянні з 1926 роком міське населення російської національності зросло на 30,7 %, а української національності тільки на 26,2 %. Ще б разючішою була ця різниця, якби взяли, скажімо, для такого порівняння 1955 рік - коли було відмінено паспортизацію сільського населення - і 1967 рік).
...Росіяни становлять серед міського населення України 27 % (і це при 16,9 %, які вони складають до всього населення республіки), або на 10,1 % більше від норми, тобто живе їх у містах понад норму 4.227.769 чоловік, займаючи законне місце для українців. Отже, тільки через росіян 4.227.769 українців не мають змоги жити в українських містах. Коли ж добавити сюди ще й євреїв, які майже всі живуть у містах і користуються російською мовою, то серед міського населення буде вже понад 31 % неукраїнців (тобто некорінного населення республіки). Отже, понад 5 мільйонів українців не можуть зайняти свого законного місця в містах, не можуть користуватися всіма отими перевагами, які дає життя у місті в порівнянні з помешканням на селі, не можуть брати найактивнішу участь у творенні самої культури української нації. Скільки серед тих понад п'яти мільйонів гине щодня, щогодини безслідно Шевченків, Франків, Бортнянських, Кошиців, Лисенків, Драгоманових, Грушевських, Яворницьких!”

Итак, с планами Стуса относительно «обустройства» Украины теперь всё понятно: украинская нация угнетена, русских и евреев слишком много, превышают «норму, не пущают украинцев к культурной городской жизни, посему надо что-то делать, иначе не видать украинской нации новых Шевченко и Франко…

В советские времена подобные примитивно националистические, если не сказать расистские рассуждения могли казаться чем-то из ряда вон выходящим, однако сегодня, в «оранжевой» Украине, они как нельзя лучше аккомпанируют с антикоммунистической и русофобской «»моноэтнической» политикой государства. Но удивительно другое: несмотря на явную реакционность взглядов Стуса на русско-украинские отношения, его по-прежнему пытаются преподнести обществу как «правозащитника» и «демократа»!

При этом Стус, помимо своего отношения к русским и евреям как «лишнему» элементу, высказал также свое отношение к традиционному для восточных славян православию, вернее - полное его неприятие! Пожалуй, даже среди украинской националистической «интеллигенции» трудно встретить деятеля, который бы отрицал христианские ценности; ведь даже бандеровцы апеллировали к униатству. Однако Стус и в религиозном вопросе проявил «оригинальность» и утверждал: «Думаю про 1000-ліття християнства на Україні. Гадаю, що було зроблено першу помилку - візантійсько-московський обряд, що нас, найсхіднішу частину Заходу, прилучив до Сходу. Наш індивідуалістично-західній дух, спертий деспотичним візантійським православ'ям, так і не зміг вивільнитися з цієї двоїстости духу, двоїстости, що витворила згодом комплекс лицемірства. Здається, що пасеїстичний дух православ'я тяжким каменем упав на молоду невизрілу душу народу - призвів до жіночости духу, як атрибуту нашої духовности. Залізна дисципліна татаро-монголів запліднила російський дух, додавши йому агресивности й пірамідальности будови. Український дух так і не зміг виламатися з-під тяжкого каменя пасеїстичноі віри. Може, це одна з причин нашої національної трагедії. Не люблю християнства. Ні»
(Таборовi записки, запис 9-10).

Как видим, в православии Стуса, как типичного украинского националиста, волнует не проблема самих христианских ценностей, а именно «византийско-московский обряд», «железная дисциплина татаро-монголов», что якобы присуща «русскому духу» - ну как не сравнить эти перлы с современными мифологемами про «русских варваров», происходящих не то от угро-финнов, не то от татаро-монгольской орды?!

С учетом выше изложенных взглядов Василя Стуса вполне понятными будут его симпатии к нацистским пособникам ОУН - УПА, «признание» которых он, как оказывается, замышлял еще в «застойное» советское время. В этом отношении весьма интересно прочесть заметку «Пам'ятка для українського борця за волю” (предположительно 1968 г.), в которой очень многое напоминает знаменитый оуновский „Декалог” - „Десять заповедей украинского националиста” - те же призывы к борьбе ради нации, требования стойкости духа и проч. В этой „Памятке”, в числе прочих „наставлений”, Стус отмечает: „На західно-українських землях у кожному селі треба складати картотеки тих, що загинули в роки національно-визвольного повстання - учасників ОУН і УПА. Потрібна політична історія кожного села, містечка, району”. Таким образом, для развития столь любимой им на словах украинской нации Стус предлагал чествовать бандеровских палачей, которые вместе с гитлеровцами, а затем при помощи англо-американских спецслужб истребляли в том числе и этнических украинцев. Об украинцах - ветеранах Великой Отечественной войны и жертвах гитлеризма и национализма - „правозащитник” почему-то не вспомнил!

Отметим, что «Памятка» была написана Стусом в 1960-е годы, т.е. сравнительно недавно после окончания им историко-филологического факультета Сталинского пединститута. Казалось бы, в советские времена издавалась обширная литература о бандеровских преступлениях, живы были многие очевидцы страшных событий на Западной Украине, однако Стус, горя желанием к изучению деятельности ОУН - УПА, почему-то проигнорировал эти свидетельства… Мнение Стуса не изменилось и в 1980-е годы - в своей заметке „Деколонізація СРСР - єдиний гарант миру в усьому світi» (январь 1980 г.) он записал: «Голод 1933 року, репресії сталінських і післясталінських часів, примусове переселення українців у райони Сибіру та Далекого Сходу, розгром українського національно-визвольного руху в Західній Україні в 40-50 роках - усе це призвело до того, що український народ скоротився наполовину: до фізичного знищення 10-15 мільйонів українців слід додати різке зниження природного приросту населення. Це вдвічі, а то й утричі більше від того, що завдав нашому народові німецький фашизм”.

И снова можно убедиться, насколько изложенные Стусом мифологемы соответствуют современным националистическим фальсификациям советского прошлого. И снова заметим, как явно печалил Стуса „разгром украинского национально-освободительного-движения в Западной Украине в 40-50-х годах” - иными словами, Стус был сторонником продолжения бандеровского бандитизма, а не его ликвидации. И это при том, что, согласно Справке КГБ УССР от 17 апреля 1973 г., от рук ОУН - УПА на Западной Украине за период 1944-1953 гг. погибло 30.676 человек, из них 15.355 простых крестьян и колхозников. А по данным специальной комиссии по изучению людских потерь СССР в военных конфликтах ХХ века, что работала в 1990-е годы в России под руководством генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева, в послевоенное время на Западной Украине было совершено более 14 тысяч диверсионно-террористических актов, при этом погибло от 30 до 40 тысяч человек. Причем многие из погибших были убиты зверскими способами, с поражающей жестокостью. Достаточно упомянуть лишь следователя „Службы безпеки” Журановского надрайонного провода ОУН И.М.Ленива, который лично сам убил, удушил и замучил около 200 мирных граждан, а вместе с подельниками еще свыше 50 (из приговора от 21 марта 1952 г., архивное уголовное дело СБУ № 29064 - Справка СБУ № 113 от 30 июля 1993 г.).

А Стус скорбил о разгроме „национально-освободительного движения”, стало быть, одобряя те зверские методы „освободительной борьбы”, что применяли уписты.

Вот за какие „заслуги” нынешние ревизионисты и политические провокаторы решились создать искусственный культ „правозащитника” Стуса, причем поставить сего фальшивого идола не где-нибудь, а в Донбассе!
http://www.ravnopravie.org/news/stati/kult_vasilya_stusa_kak_instrument_rusofobskoj_kampanii.html
Культ Василя Стуса как инструмент русофобской кампании!

Василь Стус действительно был талантливым поэтом. К сожалению в придачу к этому он был еще и злобным чванливым мудаком со сверхценными идеями. Именно теми идеями, с которыми сейчас и носится современная украинская власть. Идеями о лишнем еврейском и русском населении, о монголо-кацапах и необходимости культа героев УПА.

Стус умер, а его идеи продолжают убивать людей Донбасса.

Как мы сейчас видим - правота советской власти в отношении Стуса доказана методом "от противного": - а что будет если за это не сажать? - Будет вот это - то что сейчас есть. Война.

творческие натуры, фашизм, Украина

Previous post Next post
Up