Вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице. Киевские евреи стали обращаться к о. Александру с просьбой окрестить их в Православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестит евреев и выдает им свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Таким образом ему удалось спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Рахлин, семьи евреев, живших по соседству. 19 сентября 1941г. немцы вошли в Киев. Вместе с ними пришли униаты и автокефалисты-самостийники. Начался жестокий период оккупационной власти. С огромным риском для жизни о. Александр читает на службах "Послание" митрополита Сергия. Находятся предатели, которые доносят на батюшку оккупантам. Его вызывают в управление гестапо. Сила личности о. Александра, его отличное владение немецким языком вызывают у немцев уважение к священнику, а его биография репрессированного советским режимом дает им основание надеяться на помощь о. Александра в работе с населением. Его отпускают с запретом читать "Послание" и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера.
"Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941г. к 8-ми часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян".
В указанный день начались расстрелы в Бабьем Яру. К о. Александру прибежал запыхавшийся сосед по ул. Казачей Ян (фамилия забыта). Это был мадьярский еврей, который проживал на этой улице с женой Симой и тремя детьми. Еще в первые дни войны о. Александр крестил всю его семью. Теперь немцы отправили их всех в Бабий Яр. Яну удалось убежать. Он просил батюшку, чтобы он засвидетельствовал перед немцами, что семья его крещена в православие.
Надев рясу, с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отправляется о. Александр в Бабий Яр. Уже издали слышны отчетливые выстрелы из пулеметов. Чем ближе - гул толпы, крики, визг. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, показывает свидетельства о крещении семьи. На немца производит впечатление чистая немецкая речь священника, его спокойствие и убедительность. Он разрешает отыскать в огромной толпе обреченную семью Яна. До ночи ходит о. Александр среди обезумевших от страха людей, утешая и ободряя их. Среди толпы много военнопленных. Батюшка поддерживает их дух, благословляет. Наконец, находятся жена и двое детей Яна. Третьего ребенка найти не удалось. Немцы приказывают уйти.
Долго молился о. Александр в ту ночь. А на утро в церкви вновь зазвучала его гневная проповедь - обличение врагам Отечества. Доносчики не дремали. Со всей ненавистью к прежней власти, ассоциировавшейся для них с Россией, с русскими людьми, с Русской Церковью, выслеживали они каждый шаг и каждое слово архимандрита. Следует очередной донос в гестапо.
В этот день после литургии о. Александр намеревался исповедовать на дому больную женщину. Сын Гавриил, прибежал в церковь предупредить отца, что домой уже дважды приходили гестаповцы, разыскивая его. Сын просит отца укрыться где-нибудь на время. Но батюшка решает выполнить свой долг и отправляется к больной прихожанке. У дома его с сыном останавливают гестаповцы на мотоцикле. Удостоверившись, что перед ними о. Александр (Вишняков), они приказывают ему садиться в коляску мотоцикла. Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: "Возьми, сынок. Больше мы не увидимся".
Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали. Тревожась за судьбу отца, он отправляется в Андреевскую церковь, в нижнем этаже которой размещалась резиденция недавно созданной на Украине Церковной Рады.
Церковная Рада была образована в октябре 1941г. группой самосвятских священников. Во главе Рады был поставлен викарный епископ Волынской епархии Поликарп Сикорский. Идеологическая позиция этой организации отражена в деятельности ее руководителя: в 1942г. Поликарп нанес визит в Ровно заместителю рейхскомиссара фон Вендельштодту и передал ему приветствие, адресованное рейсхкомиссару Коху. Заканчивалось оно словами: "Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу, вместе со своими верующими опекать духовенство которых я призван, буду возносить молитвы Всемогущему Господу".
Откуда было знать юноше, что пришел он в самое сердце яростных врагов истинного Православия? Будучи украинской националистической колабрационисткой организацией, Церковная Рада в интересах автокефалистов развязала настоящий террор против канонических православных священников.
Войдя в канцелярию Рады, Гавриил Вишняков обратился к находившемуся там священнику с просьбой разузнать о судьбе отца. Тот яростно обрушился на него: "Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что твоему отцу!" (цитата их рассказа Гавриила Вишнякова).
Юноша спросил у секретаря, кто с ним разговаривал, ему ответили: "Это архимандрит Мстислав".
Да, это был тот самый Мстислав, который уже в наше время стал "знамением" самостийности и преемственности в движении за автокефалию, и в 1989 г. был провозглашен "первоиерархом" УАПЦ.
Из воспоминаний давнего сотоварища Мстислава Скрыпника - лжемитрополита Феофила: "О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, кто может убить, удавить человека, если он станет ему препятствием. Епископ Мстислав - доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрыпник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с Римо-католической Церковью. А он мне отвечает: "Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишьбы не с Москвой, но об этом еще рано говорить".
Правду о гибели отца Гавриил Вишняков узнал от Владыки Пантелеимона в декабре 1941г. Со слезами на глазах владыка сказал: "Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, убит в Бабьем Яру 6 ноября 1941г."
6 ноября 1941г. Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под конвоем немцев и полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых, голодных людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти по доносам немецких дружков - украинских националистов, бандеровцев, которых "благословили" на их предательскую деятельность автокефалы-самостийники.
Среди смертников был и архимандрит Александр. Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти:
"Колонну разделили. Священников отвели вперед по краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о. Александру. Его заставили раздеться донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Полицаи выломали два дерева и сделали из них крест. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них не получалось. Тогда вывернули ему ноги, и колючей проволокой за руки и ноги все же распяли его на кресте. Затем, облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных".
Так мученически окончил свой земной путь верный друг Христов архимандрит Александр".
ОУНовцы проводили геноцид православных на Волыни - многие священники, отказавшиеся переходить в автокефалистский раскол, уничтожались самым зверским образом - сбрасывались вниз головой в колодец, подвергались пыткам. Факты и свидетельства на эту тему собраны в уникальной книге С.Раневского "Украинская автокефальная церковь" (Джорданвилль, 1948 г.). По церковному учению убитые бандеровцами епископы и священники являются мучениками. Съезд Союза Православных братств Украины обратился в 2001 году к Священноначалию Московского Патриархата с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации сонма новомучеников и исповедников, от "бандеровцев и раскольников убиенных". Те, кто пытается реабилитировать ОУН-УПА, соответственно, делают свой выбор и становятся в стан противников Православной Церкви.
https://www.facebook.com/frolov.moskva/posts/550585088345696Кирилл Фролов - Еще одна запрещенная тема.Новомученики киевские,...