http://www.odnako.org/blogs/show_14931/...К октябрю 1917 года большевики остались самой мощной политической силой в стране и сумели взять власть в свои руки. Власть они взяли легко, так как Временное правительство настолько себя дискредитировало, что никто не встал на его защиту. Всё, что Керенский смог стянуть для защиты - подростков-юнкеров и бабский батальон. То есть части никому не нужные и не опасные. После свержения Временного правительства переход власти к Советам прокатился по всей стране. Часть населения пребывала в эйфории в ожидании передела земли и окончания войны. Солдаты разбредались с фронта по деревням, что бы успеть к разделу.
Но противники большевистского пути никуда не делись. В начале 20 века буржуазная парламентская республика в основном воспринималась как вершина свободы и самое правильное государственное устройство. Большевистский мир, где не было места индивидуальному богатству, не устраивал слишком многих. Было очевидно, что без сопротивления сторонники прежнего уклада не отступят. Но по-настоящему масштабного сопротивления никто не ожидал.
Первая волна гражданской войны, между тем, прошла сразу после взятия большевиками власти. Через два дня после выстрела «Авроры» начался мятеж Краснова, ещё через два - восстание юнкеров в Питере. Затем - мятеж Рябцева в Москве, мятежи Дутова, Каледина, Довбор-Мусницкого.
Большую ставку противники большевиков делали и на то, в чём их опыт был гораздо больше - на парламентскую борьбу. В созванном большевиками «Учредительном собрании» большинство получили их противники - меньшевики и эсеры. И они сразу стали в жёсткую оппозицию к большевикам.
Произошло вполне обычное для революций явление - формальная власть возомнила себя реальной. Большевики вышли из «Учредительного собрания», лишив его кворума. Но их противники продолжили «законотворчество», которое с утратой кворума стало полной фикцией. И большевики просто разогнали «Учредительное собрание». Разгон, в свою очередь, также способствовал росту числа мятежей.
Что, однако, важно понять: при всей видимой грозности мятежей против большевиков они пользовались ничтожной поддержкой. Например, у мятежного генерала Краснова, одного из наиболее известных, было в подчинении всего 700 человек. Мятежных юнкеров в Питере было ещё меньше. Так что в столицах мятежи были подавлены очень быстро, а на окраинах большевики довольно оперативно наводили порядок, используя тактику «эшелонной войны», когда сравнительно небольшие отряды, опираясь на бронепоезда и быстро перебрасывая силы по железной дороге, брали под контроль целые регионы.
Однако локализовать и «спустить на тормозах» Гражданскую войну не дали.
С одной стороны - позорные условия «Брестского мира» сильно подорвали авторитет большевиков. Опасно начинать правление со столь серьёзного внешнеполитического поражения.
С другой - началось активное вмешательство извне. Германские войска, вопреки заключённому миру, заняли Крым и нижнее течение Дона, поддержали силой контрреволюцию в Финляндии, бывшие союзники высадились в Мурманске и Владивостоке. Под турками была создана «ублюдочная», просуществовавшая менее месяца, Закавказская Федерация. Под крылом бывших друзей и бывших врагов создавались антибольшевистские группировки. Наиболее характерным примером может служить созданная при прямом содействии и под защитой немцев Донская армия всё того же мятежного генерала Краснова.
На самой большой лопатой угля в топку Гражданской войны был мятеж Чехословацкого корпуса, подготовленный французами и англичанами. Против Советской Власти выступило 60 тыс. «белочехов». Учитывая, что РККА в это время только создавалась, «белочехи» обеспечили противникам большевиков однозначное военное превосходство от Владивостока до Урала. Например, в боях за Пензу несколько отрядов красногвардейцев, общей численностью всего в 2000 человек при 5 орудиях, пытались безуспешно остановить более чем десятикратно превосходящие силы Чехословацкого корпуса.
Кстати, через две недели после начала мятежа Антанта объявляет Чехословацкий корпус частью своих вооружённых сил и заявляет Советскому правительству, что будет рассматривать его разоружение как недружественный акт в отношении Антанты.
Ничего не напоминает? В мире всё осталось по-прежнему.
Только на штыках «белочехов» сумели заявить о себе «Комуч» (Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания) и Сибирская Директория. На их же штыках усидел первое время, свергнувший и расстрелявший членов Учредительного собрания, «правитель России» адмирал Колчак.
То есть основной причиной того, что Гражданская приобрела столь значительный размах и стала столько протяжённой, было вмешательство в войну практически всех крупных держав. Именно такое вмешательство, мощное и беспринципное, на «слабой» стороне, и приводит к превращению гражданского противостояния в многолетнюю и кровавую войну. Это вмешательство растянуло на десятилетия гражданскую войну в Китае -- а в Испании, Мексике и Ливии вообще сумело дать победу более слабой стороне.