Балтийское лето. 16 - Гамбург

Oct 23, 2017 10:42




С Гамбургом мы познакомились только мельком, буквально одним глазком подсмотрели. Рассчитывали на целый вечер прогулки по городу, но погода внесла свои коррективы, так что эта часть будет короткой.



От Мёгельтёнера до Гамбурга часа три пути. По равнине, окружённой бесконечными полями и то и дело встречающимися ветряками. Если б не эти ветряки, то вполне можно спутать с каким-нибудь среднерусским пейзажем. Так или иначе, граница Дания-Германия в современной Европе достаточно условна и мы её даже визуально никак не отследили.




С продвижением на юг заметно потеплело. Жара, обрушившаяся этим летом на всю Европу (благо, кроме северной её части) постепенно начинала ощущаться. Хотя, сказать что стало "жарко", это слишком сгустить краски. Ну, если только по скандинавским меркам. Когда в начале девятого выгрузились в Гамбурге, было скорее душно, а на горизонте явственно обозначились тяжёлые тучи. Когда, наскоро кинув вещи в отеле, отправились на экскурсию по вечернему городу, нам уже аккомпанировали сверкающие на горизонте молнии.




Проехались для начала по центру города, полное название которого "Вольный и ганзейский город Гамбург". Он второй по величине в Германии после Берлина (1,8 млн. чел.), является самостоятельной федеральной землёй, так называемым, городом-государством (наследие Ганзейского союза). Таких всего три, остальные два - Берлин и Бремен. История Ганзы - это бережно хранимая часть немецкой истории, к ней тут относятся трепетно. Даже на автомобильных номерах бывших ганзейских городов добавлена буква "H", так гамбургские номера начинаются с "HH" (Hansestadt Hamburg - Ганзейский Гамбург).




Первое поселение на месте впадения реки Альстер в Эльбу было основано в VIII веке, а в 808 году Карл Великий построил здесь крепость Хаммабург для защиты от набегов западных славян. Эльба оказалась очень выгодным торговым путём при расширении Западной цивилизации, и вскоре Гамбург вырос в большой торговый город, одним из первых вошёл в Ганзейский союз (об этой замечательной "торговой империи" - в следующей части), а в 1510 году получил статус "вольного имперского города".




Продолжая датскую тему, следует упомянуть, что основным соперником Гамбурга в то время был датский (с 1640 по 1864 год) город Альтона, расположенный буквально сразу за западной чертой города, на противоположном берегу Эльбы, входивший в герцогство Шлезвиг-Гольштейн. Сейчас это один из районов Гамбурга. С наступлением промышленной революции Гамбург становится основным портом Германии на Северном море (через длинное и широкое устье Эльбы), а в 1895 году со строительством Кильского канала получает выход и в Балтику. Во время Второй мировой город был сильно разрушен, так что почти все исторические здания пришлось восстанавливать заново (немцы хорошо это умеют делать - жизнь заставила). И сейчас только специалист может сказать, какое здание восстановлено, а какое сохранилось с давних времён - так всё аутентично выглядит.




Первая остановка в рамках экскурсии была у церкви Св. Михаила. Эта вторая по высоте (132 м) и самая вместительная (2500 чел.) церковь города уже третья на этом месте. Первая, возведённая в 1669 году, сгорела от удара молнии в 1750-м. Вторая, построенная в 1762-м, простояла до 1906-го, когда её опять же погубил пожар. Церковь восстановили в 1912 году по старым чертежам, но используя современные технологии и материалы (железобетон). Наверное, благодаря этому она пережила бомбардировки военного периода. Храм является главной протестантской церковью Гамбурга, горожане называют его "Большой Михель". Часы на колокольне Михеля - самые большие в Германии, диаметр циферблатов 8 м, длина минутной стрелки - 5 м, часовой - 3 м. Хорошо, когда это знаешь, ведь глядя снизу - и не скажешь.




Экскурсию по Гамбургу проводил местный гид, женщина эрудированная, обстоятельная, но настолько "академичная" в изложении, что создавалось впечатление, что ты сидишь на какой-то нудной лекции (ещё раз отметил в сравнении, насколько легко воспринимается информация от Алексея). Следующим по программе был гамбургский торговый порт. Только мы прослушали что-то похожее на "сейчас вы увидите величайшее городское техническое сооружение…", как после очередной вспышки молнии разразился такой неистовый ливень, что мы больше так ничего в Гамбурге и не увидели. Огромные окна автобуса заливало дождём и рассмотреть что-нибудь в сгустившейся темноте было совершенно невозможно. Покружив ещё с полчаса по залитым водой тёмным улицам, экскурсию пришлось свернуть.




Прощались с гидом у городской ратуши, но толком так её и не рассмотрели. А жаль, ведь это ещё одно сохранившееся с довоенных времён здание. Пусть и не такое старое, постройки 1897 года, но считающееся одним из символов города. Башня высотой 112 метров, фасад, декорированный фигурами немецких императоров, и знаковый лозунг: "Свободу, что добыли наши предки, пусть с честью хранят потомки".



Фото с сайта Planet of Hotels.

После столь внезапно завершившейся экскурсии отправились на восток города, в отель "Panorama Inn".




Расположен он в районе Бильштедт на пересечении городских "вылетных" автотрасс.




Номера в отеле, да и сам антураж несколько проще, чем у Скандика - и в оформлении и в функциональности.




Через дорогу от этого трёхзвёздочного "Panorama Inn" располагается партнёрский четырёхзвёздочный "Panorama", в котором постояльцам первого можно посидеть в баре. Рядом с отелем - бистро "Эйнштейн".




Через дорогу наискосок - "МакДональдс".




Неплохой вариант для короткой остановки проездом в городе, чтобы не знакомиться с местными пробками.




Гамбург оставил о себе двоякое впечатление. С одной стороны, это один из старых немецких исторических центров с более чем тысячелетней историей. С другой - слишком потрепала его война, да так, что немцы фактически построили новый город, с современным обликом и под современные цели. Нынешний город - это, в первую очередь, крупный порт с обслуживающей его инфраструктурой. Основная обсуждаемая здесь последние несколько лет тема - расширение фарватера Эльбы для возможности городским судостроительным верфям строить ещё более крупнотоннажные суда, чтобы сохранить конкурентные преимущества в мировом кораблестроении. При этом, как мне кажется, туристический кластер отходит на второй (если не на третий) план. Такое небольшое наблюдение: при поездке вечером по центру города порой создавалось ощущение, что улицы освещаются исключительно рекламными вывесками - с наступлением сумерек стало очень темно и некомфортно.




Такой вот он неоднозначный и, возможно, так и не раскрывшийся нам город Гамбург. Зато впереди нас ждал Ганзейский Любек. В каких-то 60 км от Гамбурга, но совершенно иной город.



Фото с сайта See That Planet.

Все темы Балтийского лета:

00. Маршрут
01. Хельсинки
02. Паром
03. Стокгольм
04. Стокгольмское метро
05. Мальмё
06. Копенгаген
07. Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)
08. Роскилле
09. Музей кораблей викингов
10. Оденсе
11. Замок Эгесков
12. Музей автомобилей
13. Рибе
14. Остров Рёмё
15. Мёгельтёнер (замок Шакенборг)
16. Гамбург
17. Любек
18. Висмар
19. Шверин
20. Последний день

архитектура, путешествия, отели, Германия, история

Previous post Next post
Up