Продолжая обозревать открытие сезонов оперных театров, нельзя не упомянуть Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, который открыл сезон не просто премьерой, а «прорывом сезона», как для театра, так и для зрителя, причём на Федеральном уровне! В рамках празднования юбилея 200-летия Вагнера, «Стасик» решил убить двух зайцев: отметить юбилей и поставить то, что с 1919 года не шло в России - опера «Тангейзер».
Сам эту оперу никогда не слышал, лишь знаменитой увертюры, которая частенько исполняется на симфонических концертах. Эту увертюру взял себе Борис Эйфман в постановке своего балета «Братья Карамазовы», новую редакцию которой (под названием «По ту сторону греха»), представил москвичам в начале октября на Новой сцене Большого театра. Хоть, сам Вагнер - композитор специфический и на любителя - не каждый опероман выдержит 4-х часового «Зигфрида», или 5-ти часовую «Гибель богов», но «Тангейзер» стоит особняком от всех произведений Вагнера. Услышав оперу, я понял, почему Вагнер считал её самой неудачной из всех своих сочинений. «Тангейзер» совершенно не похож на Вагнеровскую оперу. В ней, безусловно слышится «рука мастера», но в тоже время, там есть очень много Вердиевской музыки, очень много прекрасных дуэтов, гармоники, которую непривычно слышать у Вагнера. «Тангейзер» - это настоящая романтическая опера, а знаменитый хор пилигримов заставляет тебя прибывать в состоянии катарсиса, что я и испытал после премьеры оперы. «Стасик» оказался - в переди планеты всей! Даже Большой немного оказался в тени, лишь возобновляя своего «Летучего голландца» к юбилею Вагнера.
Главная заслуга, конечно, дирижёра - Фабриса Боллона - знатока Вагнеровской музыки, которую нужно исполнять с определёнными акцентами, с определённым знанием и умением. Ведь Вагнер - это особая музыка! «Тангейзер» - это бесконечный поток, перетекающий из темы в тему, из мелодии в мелодии, из лейтмотива в лейтмотив - кажется чем то совершенно естественным, неделимым, совершенным. Вся психология человеческой души со всеми ее переливами, волнами страстей и неясными переживаниями воплощается в этой волшебной музыке, которая льется беспрерывным потоком, не теряя в своей сущности необъяснимой, необычной красоты. Театру безусловно повезло, что он смог заполучить Фабриса Боллона. Режиссёром-постановщиком стал Андрейс Жагарс, который делает успехи среди своих оперных постановок, как у себя в Латвийской Национальной опере (ну, теперь уже не у себя), так и по всему миру. Его работы были представлены в прошлом сезоне на гастролях в Большом театре, когда Латвийская опера привозила «Евгений Онегин» и «Лючию ди Ламмермур». Режиссёр с хорошим чувством меры и понимания материала, что сегодня редко и не хватает.
Мудрых и знающих материал, не только музыкальный, но и историю создания, историю написания оперы, биографию композитора, и её детали в момент написания композитором оперы, сейчас очень мало. Андрейс Жагарс - именно из таких, который к материалу относится бережно, особенно, если там, где его ставят, делают это почти впервые. «Тангейзер не ставился на русской земле почти 100 лет, и по сему, слава богу, Жагарс не стал новаторски относиться к режиссуре. В спектакле, который он поставил, вообще не важна концепция, и сценография, которая очень мощная в спектакле. Концепция Жагарса в этом спектакле - это музыка Вагнера, а оформление, лишь фон. Для сценографии спектакля задействована мощная машинерия сцены театра, которая оказывается у «Стасика» имеется, чего не подозревал даже тот, кто «каждый день» туда ходит на спектакли. Даже в этом театр сделал приятное открытие для зрителей. Техническое оснащение «Стасика» более чем хорошее, только его не используют, почему-то. Художник-постановщик спектакля Андрис Фрейбергс, который оформлял «Лючи ди Ламмермур» ставшей одной из лучших постановок в России, использовал удивительные возможности сцены, которые пошли только на пользу спектаклю в его созерцании. Правда финал оперы, изменяли трижды, и уже на последнем генеральном прогоне установили то, что сейчас видит зритель. (Хотя, с первоначальными задумками художника и режиссёра, зрелищности было больше…) Но, это лишь дополнение, к удивительному музыкальному материалу и исполнению «Тангейзера».
Надо отдать должное труппе Музыкального театра ещё и в том, что в театре, таки нашлись Вагнеровские исполнители, чем не каждый театр может похвастаться. Разумеется, вершин вагнеровского исполнение на премьере не услышали, но то, что театр обошёлся собственными силами, и дирижёр Фабрис Боллон остался удовлетворён - это уже говорит о многом. Лишь один приглашённый исполнитель был, который должен был спеть Тангейзера, но так и не спел, заболев, хотя на генеральном прогоне пробовал свои силы. Исполнитель партии Тангейзера - Валерий Микиций - безусловно "открытие года", и возможно будет и наминирован на "Золотую маску". Даже в самом театре были приятно удивлены, какую одарённость скрывает в себе певец, а точнее, какого удивительного певца-актёры не разглядели в труппе руководство театра.
Спектакль получился, без преувеличении - Грандиозный; Потрясающий. Душевный отклик - невероятный! Музыка - правит умами и душами людей, и это про оперу Вагнера «Тангейзер». Ещё до премьеры на первые три спектакля билеты были распроданы за месяц. Из-за этого театр был вынужден поставить дополнительны спектакли в ноябре и открыть на них продажу. И на сегодня билеты на 12 и 14 ноября уже проданы. Есть спектакль ещё 15 декабря, и на него билеты пока есть!
Продолжительность спектакля - 4 часа. Андрейс Жагарс не стал его купировать, за исключением некоторых незначительных мест размеров в несколько страниц клавира. Для театра это безусловно успех, причём успех большого масштаба, как в постановке, так и в исполнении. После подобных спектаклей, труппа получает приглашения на зарубежные гастроли, а артисты контракты в мировые оперные труппы. Что, безусловно последует. На Байрейтовский фестиваль, наверное, не пригласят, но спектакль получил мировую огласку. На спектакль этот хочется ходить и слушать его, слушать удивительную музыку Вагнера и наслаждаться пением артистов и проникаться в смыслы легенды, которая бездонна и поражает воображение, когда понимаешь, о чём Вагнер написал!