Базар-вокзал в «богоданной» Феодосии не может обойтесь без храма. И правда, выходишь из автобуса на эту благословенную землю - и видишь…
…причудливый комплекс, сооружённый в нулевые вокруг уже имевшегося храма. «Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция!». Кокошники и золотые купола, обильно усеивающие строения - толстый намёк на русский дух. Точнее, имперский: храм не случайно назван в честь царицы, сделавшей древний город и весь полуостров частью России. Заходим внутрь…
…и правда, она самая: «Катэрина, вража баба»! «А краски! Боже ты мой, какие краски! Тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! Важная работа!». Царица отчего-то с нимбом, но на то и царица, наверное. Зато понятно кокетливо торчащее из-под горностаевой мантии колесо, орудие казни: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».
«Сколь, однако ж, ни удивительны сии малевания, но…»
…и от интерьера глаз не оторвать! С истинно козацким простодушием изображает он мир горний. «Он только видел один блеск и больше ничего» - иначе и не скажешь!
Колокольня напоминает кусок свадебного торта:
Человеку простому лучше малевать, как Вакула, чертей в адском пламени: ну, выйдет карикатура, так тем аду и большее посрамление. А вот райские картинки в стиле вакулиной хаты наводят на мысль, что авторы «падки, как и все честное христианство, до скоромного».
Порхает над винтовой лестницей зонтик в буддийском стиле. Ангелочки освещают электрическими факелами путь куда-то в коранический джаннат с гуриями:
В самом Эдеме (а он тут действительно имеется) буддийские и мусульманские мотивы перемешались окончательно:
Екатерининским храмом весь буддизм в Феодосии и ограничивается. А мусульмане, конечно, есть. Только в настоящей мечети так аскетично, что и не подумаешь о плотоядности их рая.
Гуриям - так вообще вход в купальниках запрещён!
Дворик Муфти-Джами пусть и запущен, но какой-то более человечный, чем возле торта.
Армянский монастырь (церковь св. Георгия) и вовсе заброшен…
…но рядом с ним вспоминается грибоедовская характеристика Феодосии: «Чудная смесь вековых стен прежней Кафы и наших однодневных мазанок…», - которая, к сожалению, относится и к храмам тоже.
Это ещё один армянский храм, только используемый ныне МП. Такие стены хочется трогать:
А сами «вековые стены прежней Кафы» - это генуэзская крепость, да ещё символ Феодосии…
…отдельно стоящая посреди города башня св. Константина.
Мазанки тоже по-своему живописны:
И только русский храм - как торт в лицо.
Глазурь тает лишь при ближайшем рассмотрении. Разглядываем стенд с газетными листками. Заголовки как на подбор: «Мы должны снова выйти на войну, и войну последнюю», «Оккультное осквернение Руси остановлено», «Грядёт час прозрения», а обзор редакционной почты озаглавлен «Весточки с полей сражений».
От полей сражений очи так и поднимаются к небу. Задумывался ли кто-нибудь, что должны венчать золотые купола?
Церковную лавку! Наглядная модель церковного бизнеса увидена нами в столице Крымской епархии.
В феодосийской лавке - местные катеринки. Можно взять две большие, но по пять. Можно две маленькие, но по три. Вот и выбирай.
Иконы в ассортименте развешены, как бельё на прищепках.
Перед ними блещет оригинальной причинно-следственной связью серебро: оно освящено, и потому… «обмену и возврату не подлежит».
Интересно, включена ли стоимость освящения в цену изделий? Или, может быть, это бонус? В таком случае, как следует из прайса, экономится 10 гривен.
Остудить молитвенный жар можно, в случае необходимости, прямо на выходе.