Въ послѣднее время намъ приходится часто общаться съ клириками и активистами господствующаго исповѣданїя (въ ходѣ религїовѣдческого изслѣдованїя, которое мы проводимъ). И вотъ съ какимъ феноменомъ столкнулись: настоящее удивленїе вызываетъ не то, что мы не въ М.П., а нашъ отказъ отъ совмѣстной молитвы передъ чаепитїемъ. Здѣсь проявляется типично
(
Read more... )
Reply
Reply
Я просто хотел отметить, что, став государственным исповеданием, христианская Церковь сделала шаги по тому же пути (хоть и не столь далеко), придавая языческим обычаям христианское обоснование. То есть, фактически соглашаясь на положение, при котором внешнее исповедание веры становится христианским, а внутреннее движение души, привыкшей к поклонению тварному, осталось прежним, языческим. В некоторых случаях это приводило к христианизации и внутреннего содержания, в некоторых сохранялось "двоеверие", а в некоторых случаях (весьма распространённых и сейчас) получалось фактическое язычество, плохо прикрытое христианской внешностью.
Reply
Мы какъ разъ такїя явленїя подразумѣвали, когда писали въ одной изъ записей, что «Ц ̃рковь, становясь господствующей, неизбѣжно расплачивается за ростъ количественныхъ показателей - качественными».
Reply
Reply
А что именно Вы имѣете ввиду?
Reply
Reply
В Церковь попадают двумя способами. Те, кто приходит к нам в сознательном возрасте, очевидно, уже утвердились в единобожии.
Те же, кого родители крестят в младенчестве, скорее, напротив - сначала научаются поклонению материальным святыням, а затем уже утверждаются в единобожии. Это плохо? Надо откладывать крещение до прихождения в сознательный возраст?
---Например, обычай поклонения иконам связан с существовавшим в Римской империи обычаем поклонения портретам императора.
Я сталкиваюсь с такой трактовкой возникновения иконопочитания впервые…
--- Христиане отказывались воздавать императорам божеские почести, но не отказывались воздавать почтение как людям, поставленным Божественным промыслом, поэтому и обычай поклонения портретам сохранился.
Не могли бы Вы пояснить, как именно христиане поклонялись портретам императоров?
Д.
Reply
К сожалению, это далеко не всегда так.
--Те же, кого родители крестят в младенчестве, скорее, напротив - сначала научаются поклонению материальным святыням, а затем уже утверждаются в единобожии. Это плохо? Надо откладывать крещение до прихождения в сознательный возраст?
Нет, не надо откладывать крещение. Просто было бы хорошо разъяснять смысл допустимого поклонения тварным святыням, не поощряя крайние и сомнительные формы и проповедуя при этом единобожие.
--Не могли бы Вы пояснить, как именно христиане поклонялись портретам императоров?
Я уж не знаю деталей, но такое поклонение было. Посмотрите, например, http://dmitri-kapustin.livejournal.com/165785.html
Вообще, обычай поклонения изображениям отнюдьь не является христианским по происхождению. И в ранней Церкви едва ли было поклонение иконам.
Reply
Leave a comment