О миссiонерствѣ

Feb 10, 2011 13:19

Въ послѣднее время намъ приходится часто общаться съ клириками и активистами господствующаго исповѣданїя (въ ходѣ религїовѣдческого изслѣдованїя, которое мы проводимъ). И вотъ съ какимъ феноменомъ столкнулись: настоящее удивленїе вызываетъ не то, что мы не въ М.П., а нашъ отказъ отъ совмѣстной молитвы передъ чаепитїемъ. Здѣсь проявляется типично ( Read more... )

старообрядчество, М.П., миссiонерство, сvнодальщина, И.П.Ц.

Leave a comment

dmitri_kapustin February 10 2011, 13:30:06 UTC
Кстати, интересно, а сам обычай святить воду - доконстантиновский или уже продукт массового обращения язычников в христианство, при котором языческим обычаям просто давалось христианское обоснование, чтобы облегчить обращение? Сильно подозреваю, что второе. На ранних христиан, строгих единобожников, это как-то непохоже.

Reply

roman_i_darija February 10 2011, 13:46:49 UTC
Вполнѣ возможно. Но вѣдь есть принципїальная разница между использованїемъ Ц ̃рковью языческихъ обычаевъ, и использованїемъ язычниками и проч. церковныхъ обычаевъ. Первое не размываетъ границы Ц ̃ркви, а второе размываетъ.

Reply

dmitri_kapustin February 10 2011, 13:56:54 UTC
Разница, конечно, есть, и я нисколько не оправдываю абсурдную практику допущения неверных к христианским чинопоследованиям.

Я просто хотел отметить, что, став государственным исповеданием, христианская Церковь сделала шаги по тому же пути (хоть и не столь далеко), придавая языческим обычаям христианское обоснование. То есть, фактически соглашаясь на положение, при котором внешнее исповедание веры становится христианским, а внутреннее движение души, привыкшей к поклонению тварному, осталось прежним, языческим. В некоторых случаях это приводило к христианизации и внутреннего содержания, в некоторых сохранялось "двоеверие", а в некоторых случаях (весьма распространённых и сейчас) получалось фактическое язычество, плохо прикрытое христианской внешностью.

Reply

roman_i_darija February 10 2011, 14:10:29 UTC
Благодаримъ за цѣнное замѣчанїе, полностью съ Вами согласны.
Мы какъ разъ такїя явленїя подразумѣвали, когда писали въ одной изъ записей, что «Ц ̃рковь, становясь господствующей, неизбѣжно расплачивается за ростъ количественныхъ показателей - качественными».

Reply

dmitri_kapustin February 10 2011, 14:22:31 UTC
Мне кажется, было бы весьма интересно и полезно рассмотреть вопрос о допустимости поклонения тварному в христианской вере и об уместности такого поклонения. Сам Христос проповедовал единобожие, и апостолы этому следовали, отказываясь воздавать императорам божеские почести и принимать такие почести от своих неразумных почитателей. Если уж мы говорим о доконстантиновском христианстве, и не гонимся за массовостью, то мы не имеем никаких оправданий, если не будем говорить о том, что только единому Богу, бесконечно превосходящему всякую тварь, подобает воздавать служительное поклонение.

Reply

roman_i_darija February 10 2011, 16:00:28 UTC
--- Мне кажется, было бы весьма интересно и полезно рассмотреть вопрос о допустимости поклонения тварному в христианской вере и об уместности такого поклонения.

А что именно Вы имѣете ввиду?

Reply

dmitri_kapustin February 11 2011, 09:25:50 UTC
Всякое допустимое поклонение тварному - это на самом деле лишь выражение почитания, но никак не служения, подобающего только Богу. Если человеку в Церкви предлагается поклонение тварному (даже в допустимой форме) до того, как он утвердился в единобожии - такого человека ставят перед соблазном языческого идолослужения, потому что он может приписать почитаемому тварному предмету свойства, подобающие только Богу ( ... )

Reply

roman_i_darija February 11 2011, 15:52:27 UTC
---Если человеку в Церкви предлагается поклонение тварному (даже в допустимой форме) до того, как он утвердился в единобожии

В Церковь попадают двумя способами. Те, кто приходит к нам в сознательном возрасте, очевидно, уже утвердились в единобожии.
Те же, кого родители крестят в младенчестве, скорее, напротив - сначала научаются поклонению материальным святыням, а затем уже утверждаются в единобожии. Это плохо? Надо откладывать крещение до прихождения в сознательный возраст?

---Например, обычай поклонения иконам связан с существовавшим в Римской империи обычаем поклонения портретам императора.

Я сталкиваюсь с такой трактовкой возникновения иконопочитания впервые…

--- Христиане отказывались воздавать императорам божеские почести, но не отказывались воздавать почтение как людям, поставленным Божественным промыслом, поэтому и обычай поклонения портретам сохранился.

Не могли бы Вы пояснить, как именно христиане поклонялись портретам императоров?

Д.

Reply

dmitri_kapustin February 14 2011, 08:22:43 UTC
--Те, кто приходит к нам в сознательном возрасте, очевидно, уже утвердились в единобожии.

К сожалению, это далеко не всегда так.

--Те же, кого родители крестят в младенчестве, скорее, напротив - сначала научаются поклонению материальным святыням, а затем уже утверждаются в единобожии. Это плохо? Надо откладывать крещение до прихождения в сознательный возраст?

Нет, не надо откладывать крещение. Просто было бы хорошо разъяснять смысл допустимого поклонения тварным святыням, не поощряя крайние и сомнительные формы и проповедуя при этом единобожие.

--Не могли бы Вы пояснить, как именно христиане поклонялись портретам императоров?

Я уж не знаю деталей, но такое поклонение было. Посмотрите, например, http://dmitri-kapustin.livejournal.com/165785.html

Вообще, обычай поклонения изображениям отнюдьь не является христианским по происхождению. И в ранней Церкви едва ли было поклонение иконам.

Reply


Leave a comment

Up