Советская архитектура Ярославля. Ляпинская ГРЭС

Oct 06, 2017 14:02


Над чертежами котельной и тепловой электростанции склонились два инженера. Оба станут «врагами народа». Норверт, разработчик архитектурного проекта, еще до запуска станции сбежит от Советов, выехав на архитектурную конференцию в Лондон. Главному инженеру повезет меньше. Его и так выклянчили ради ГРЭС из-под ареста ГПУ: «без Мокршанского торфяной сезон начат быть не может». В ГУЛАГе он окажется в 1933.



Ляпинская ГРЭС. 1923-1932. Архитектор Э. Норверт, инженеры Мокршанский и др. Чертеж западного, восточного, южного и северного фасадов.

Большевики выжгли Ярославль в Гражданскую войну и с энтузиазмом отстраивали его по-новому. На левом берегу Волги они нашли клад - четыре тысячи га «первоклассного русского болота». В 1920 году партийная верхушка как раз была воодушевлена фильмом о добыче топлива для электростанций с помощью гидравлического торфососа. ГРЭС была необходима, но сооружалась медленно: советская бюрократия устраивала проволочки с закупками буржуазного оборудования из-за рубежа, пролетарии бастовали, требуя выплатить зарплату, ну а социально чуждым инженерам угрожало ГПУ. Сам Ленин вынужден был пояснять: «Изобретатели - чужие люди, но мы должны использовать их».



Черная жижа, высосанная из Ляпинского болота, стала энергией первой пятилетки. Она привела в движение заводы и фабрики, вынесенные теперь в промзону. Она зажгла лампочки Ильича и согрела батареи в домах, построенных для рабочих этих заводов: ярославские жилые кварталы-соцгородки были не хуже столичных, а централизованное отопление здесь появилось скорее, чем в Москве. Ляпинской электростанции до 1934 хватало и на Рыбинск, Ростов, Кострому.



Первый пуск эстакады в 1926 г.

Запускавшие промышленность генераторы ГРЭС работали в стильном здании под двумя высокими трубами. С детища Эдгара Норверта, отлично видного жителям противоположного берега Волги, начался конструктивизм в архитектуре Ярославля. Лампочке Ильича там, за рекой, абажур был не нужнее, чем заводу. Экспериментальные «жилые комбинаты» переняли функциональность и лаконичность простых геометрических форм.



Ляпинская котельная в наши дни. Фото с yarportal.ru

Электростанция собиралась, как конструктор: возможность достраивания новых корпусов была заложена в проект изначально. В раннем трехэтажном корпусе, 1926 года, еще узнается «кирпичный стиль», характерный для мануфактуры на Красном Перекопе, ликероводочного завода или табачной фабрики дореволюционного Ярославля. Новаторство не исключало преемственности, а проблемы при строительстве - возведения стен столь же добротных, что и у царских капиталистов.



Западный фасад, машинный зал. Фото с yarportal.ru

Вообще-то электростанции такого типа были рассчитаны на 25 лет. Ляпинскую же никак не отпустят на пенсию до сих пор, после 90 лет стажа, когда во всем мире едва ли найдется ее действующий аналог. Сейчас это просто котельная, и работает она на газе. Со своими обязанностями справляется, но и идея музеефикации старушки уже есть. Не оставаться же такому объекту достоянием одиночек-любителей дикого индустриального туризма.

Уникальные экспонаты в будущий музей ниоткуда завозить не надо, они уже внутри. Это германское оборудование 20-х - 30-х годов, которое, собственно, главным секретом долголетия станции и является, и за которое в те времена Главное управление топливом угрожало Гидроторфу судом. «Заказывайте отечественное!», - напирал ГУТ. «Мы даже трубы импортозаместить не можем», - разводили руками инженеры, с нетерпением ожидая «гут» котлы от «Schihau» (все четыре тоже до сих пор в строю). Центр будущей экспозиции - смонтированная немцами массивная беломраморная панель с кнопками и переключателями, главный щит управления. Будем ждать, когда ими можно будет пощелкать.



Путь управления. Фото с yarportal.ru

Конструктивистские соцгородки Ярославля, жилые ровесники Ляпинской котельной, тоже дошли до нашего времени в целости, несмотря на то, что попытки разрушить их исторический облик весьма активны. Так, настойчивость горожан помогла в 2016 году предотвратить строительство многоэтажки в Бутусовском поселке - архитектурном ансамбле, который нельзя обойти любителю советской «архитектуры мечты».

Роман и Дарья Нуриевы

Ярославль, Дороги России, Золотое кольцо

Previous post Next post
Up