Крышами Львова. Часть 1. Экстремальное краеведение

May 19, 2016 18:48



В шесть утра возле собора святого Юра меня ждет руфер Сергей. На святое не покушаемся: полезем на соседнюю вышку. Вышку разбирают, так что львовские руферы спешат покорить ее. В целом Сергея интересуют не только крыши и высотные объекты. Он лазит по брошенным строениям, подземельям и катается на ровере. Это своего рода краеведение, только экстремальное.

- Часто вас гонят сверху?
- Стараемся осторожно делать. Было один раз: на Оперном недавно попалили, но то просто до фига людей пришло в то самое утро. Сначала появилось трое человек, которые тоже решили залезть. А потом, когда мы с чуваком уже были наверху, где-то шесть-семь людей. И они вылазили на лицевую сторону, селфи со статуей делали, такой шум подняли… Там полиция 50 метров стояла от Оперного, сразу такие: «Это полиция города Львова!». Они спустились, их менты приняли. А мы себе приморозились, час посидели, посмотрели, как солнце встает и тогда спокойно спустились.

image Click to view



За разговором упираемся в забор. Парни перелазят, а меня перекидывают на ту сторону. Трава мокрая, обувь сразу насквозь. Потом ноги скользят по глине. Второй забор, уже с колючей проволокой. Парни перелазят, а я пролажу под воротами. Вот она, вышка.



Я предлагала руферам взять меня на какую-то вылазку в центре. Мол, там Львов красивее. А на самом деле потому, что в центре невысокие дома, и быть руфером там не так страшно.

- Тут ступени спилены, - поясняет Сергей,как забираться наверх. - Вот эти две палки, которые остались, смазаны солидолом. Короче, нужно вот так цепляться, ноги коленями утыкать в выемки, и так подтягиваться. До первой ступеньки, и дальше полезли.



- А наверху очень страшно? - говорю я, но поздновато задавать такие вопросы. Это издалека вышка выглядит привлекательно, а как нужно залазить, ноги подгибаются.
- Страшно лезть вдвоем по одной дистанции, потому что лестница такая, что шатается. Нужно один другого ждать на балконе.



Радиовышка на Святоюрской горе
Высота: 87 метров.
Построена в 1950-е годы возле архикафедрального собора Греко-католической церкви. В советское время былаодной из трех львовских «глушилок», которые перебивали сигналы «Радио Свобода» и «Голоса Америки» включением на тех же частотах всесоюзной радиостанции «Маяк».
Две башни из митрополичьих садов, во исполнение обязательств Львова перед ЮНЕСКО, демонтировали в начале двухтысячных. Последнюю вышку начали демонтировать в феврале 2016. Ее перенесут в Добромиль для обеспечения сигналом горных районов Львовщины.

Высоко-высоко, на мостках, которые являются нашей целью, уже ходит чья-то одинокая фигура. Сергей бодро карабкается между первым и вторым ярусом, и думает, кто ж это нас опередил. Фотограф стоит на первом балкончике, и думает, а стоит ли лезть дальше. Я стою подвышкою, и думаю, нужно ли лезть вообще, и честно ли писать репортаж с вышки со слов фотографа. Но все эти раздумья прерывает собачий лай и крики:

- А ну, слазьте оттуда! Я милицию вызвал!

Сторож прибежал очень вовремя. Его тянет черная собака на цепи. Мы возвращаемся, и я - первой:

- А часто к вам сюда лазят?
- Да начали разбирать, вот теперь часто лазят. Такие как вы, нелегально.
- И что, вы полицию вызываете?
- Люди сами звонят, что на вышке кто-то лазит. И милиция приезжает, а мне претензии выставляет. Мне деньги из-за вас снимают с получки.
- Извините! - говорит за всех руферов Сергей, который спустился последним.
- Чипа, сядь! - одергивает собаку сторож.
- Много вы за утро снимаете нарушителей?
- Да вот первый раз сегодня. Я сколько раз уже тут дежурю, еще никогда (тут Сергей понимает свою неудачу, а я - удачу). Однажды тут милиция приезжает. Говорит: «У вас там на вышке есть люди». - «Да есть люди, они демонтируют вышку». Тут рабочие лазили, разбирали.



Мы еще раз смотрим на вышку, и тут сторож замечает нашего конкурента:

- Там еще кто-то наверху?
- Это не наш! Видите, он тоже спускается.

Стороже, уже было перешедший в режим доброжелательности снова грозно орет.



Слазить по грязной и, главное, холодной металлической лестнице не очень легко, если у тебя нет перчаток. Мужчина, который наконец слез, одет не по-спортивному: деловая рубашка под расстегнутой курткой, джинсы и обычная обувь.

- Вы знаете,что сюда нельзя ходить? - допытывает его сторож.
- Да уже знаю, - под общий смех отвечает он.

Сторож еще риторично спрашивает, стоит ли вызывать полицию. Мы спешим уйти. На этот раз через ворота.



- Как вас зовут? - спрашиваю я у неизвестного героя.
- Ой, меня только в фейсбуках и так далее не это… чтоб не попасть на «Варту 1» и вот эти все сайты. Я вообще не руфер. Это была моя давняя мечта детства, вылезти сюда. Я в детстве тут прогуливался неоднократно, и высота вышки меня всегда привлекала.
- А еще куда-то вы лазите? Или у вас только одна детская мечта, эта вышка?
- На самом деле есть еще такие объекты: водонапорные башни. башни опоры электропередач, но лазить тудой очень не рекомендую. Потому что там все обветшалое, поломанное. Тут все-таки промышленный объект следят за охраной труда. Когда там оборудование висело, то я боялся, чтоб оно не повлияло на ту часть (прикрывает пах). А так, когда уже все разберают значит, все выключили.
- А вообще вы чем занимаетесь?
- А вообще я программист. Ну, раз сказал «программист», то нужно имя сменить. Давайте меня назовем… Микола.
- Не пАлитесь! - одобрительно говорит Сергей, уже одевший свой велосипедный шлем.
- Не ищу славы, - скромно говорит программист.

Я вижу золотое кольцо на пальцах, которые «Микола» старательно обтирает травой.

- А жена хоть в курсе?
- Она не в курсе, и она не одобряет. Велосипед не одобряет, ничего не одобряет.
- Потому вы и не переоделись?
- Это я прямо по дороге на работу, в офис. Она думает, что заказчики вызвали…

Продолжение следует...

Дайва Кучинскайте,
"Львовская газета"

Фото Романа Нуриева

Украина

Previous post Next post
Up