Не являясь поклонником Толкина, его джексоновские экранизации тем не менее смотрю с большим удовольствием. Ведь гениальный дядя Питер в своих фильмах устраняет именно те грехи литературного оригинала, которые меня в нем и раздражают.
"Хоббита", само собой, тоже не пропустил.
Джексон (на пару с Гильермо дель Торо как соавтором сценария) опять не подвел, вырезав из исходного сюжета всю тягомотину, добавив драматических деталей и залатав логические дыры там, где они зияли совсем уж безобразно. В общем, проделал ту же кропотливую редакторскую работу, что и над "Властелином", оживив изначально лубочную историю до должного современного стандарта. Тут, правда, размах уже не тот, что во "Властелине", зато и пафоса меньше. Да и действо на порядок живее получилось, что для почти трехчасовой картины идет в огромный плюс.
Другие плюсы:
Абсолютное попадание в десятку с главным героем. Мартин Фримен, в отличии от Илайджи Вуда, действительно актер с большой буквы. Вся актерская игра Илюшки состояла в умении пучить свои водянистые глазки там, где надо, и где не надо. В то время, как Мартин способен адекватно выражать всю без исключения гамму эмоций, присущую персонажу с заданным характером. Мимика, жесты, ужимки - все на высоте и все к месту (Ярчайший пример - игра в загадки с Голлумом. Театральная, практически камерная сцена с двумя актерами, которая, несмотря на свою затянутость, смотрится с огромным удовольствием). В то время, как пресная рожа Илюшки - особенно в третьей части "Властелина", - не вызывала ничего, кроме раздражения. От которого спасал лишь наивно-трогательный Сэм в исполнении неплохого актера Шона Астина.
Прочие актеры тоже молодцы. Я, правда, думал, что Джексон сократит количество гномов в команде (ибо в кино такая толпа главных приключенцев в принципе перебор), но на этот канон Питер не стал замахиваться. И, в общем, правильно сделал. Гномья стайка выдалась на славу - одинаковых нет, все уникальны и все запоминаются. Еще Голлум, на мой взгляд, стал заметно живее и реалистичнее. Но, видимо, потому что здесь он еще не трагический, а комический персонаж, и этим все сказано.
Также неоспоримое достоинство картины: изумительно срежиссированные экшн-сцены. Во "Властелине" такой красоты и каскада трюков именно в мелких стычках точно не было. Да, там они были хороши и красивы, но не более. Тут же прямо-таки Джон Ву Джексона сглазил. Один боевой забег гномьей компании по подземному городу гоблинов чего стоит! Да и финальные скачки по деревьям тоже. Про битву великанов и говорить нечего - уж в гигантомании воскреситель Кинг-Конга Джексон толк знает.
Про красоты Новой Зеландии, где это все снималось говорить не буду - здесь это подразумевается по умолчанию. Замечу лишь, что в "Хоббите" все стало еще красивее, масштабнее и эпичнее. Фотошоп, конечно, рулит, но Джексон с ним работать умеет виртуозно, это факт. Музыка, правда, другая, но стилистически похожа и тоже не менее красивая и грандиозная.
Теперь щепотка перца. Без нее, увы, тоже не обошлось.
Как ни выправлял Джексон логику оригинального сюжета, главные его корявости даже он не сумел исправить. Как и в оригинале, все сражения здесь сделаны по единому шаблону: Гэндальф куда-то отлучается - все вляпываются в дерьмо - Гэндальф вовремя приходит и - опля! - вытаскивает всех из дерьма. Или вызывает свою читерскую палочку-выручалочку - орлов. Персонажи тут воистину неубиваемы. В первой части "Властелина" среди героев уже были и убитые и раненые. Здесь даже после таких головокружительных трюков и яростных битв - ни одного трупа и даже раненого. Разве что сам Дубощит немножко побывал в отключке (для галочки, а то совсем уж неприлично было), получив с размаху шипастой двухпудовой палицей по голове, но потом он - опля! - очнулся и как ни в чем не бывало попрыгал дальше.
Дурацкая в оригинале сцена с поимкой героев троллями здесь, как и ожидалась, была исправлена. Но наложенная на нее логическая заплатка тоже выглядит очень сомнительно (про обычные веревки, которыми у Джексона привязаны над костром к вертелу люди, я умолчу). Чтобы тринадцать матерых вояк дружно сложили оружие и дали себя схватить лишь из-за того, что тролли пообещали порвать какого-то хоббита, который им даже не брат и не сородич - очень и очень сомнительно. Но ладно, хоть так - все лучше, чем в книге. Теперь с нетерпением, жду, как Джексон отредактирует в продолжении сцену побега гномов из замка эльфов с помощью бочек. В книге ее тактический идиотизм просто зашкаливал. Даже сам Профессор это в итоге осознал, когда потом присобачил на нее корявую логическую заплатку, уточнив "а все эльфы будут пьяные и не поймут, что бочки тяжелые". Джексон - не профессор, а академик, и он, я уверен, все исправит и вычистит как надо.
Также в минус идут крайне сомнительные художественные детали типа ведра соплей, которые высморкал на Бильбо тролль и в которых он потом ходит испачканный минут 20. Еще одна довольно мерзкая деталь - птичий помет, стекающий по волосам и щекам Радагаста, у которого в волосах - птичье гнездо. Ну или как вам гигантская мошонка, что растет на бороде короля гоблинов вместо, собственно, бороды? По-моему, довольно мерзкие и явно неуместные вещи, без которых в кинотрилогии "Властелина" сумели без проблем обойтись, а здесь их прям-таки выпячивают крупными планами.
Но в целом, повторюсь, кино вышло просто отменное. И идею Джексона растянуть "Хоббита" на такую же трилогию, как "Властелина", я категорически одобряю и приветствую. Именно так и надо перерабатывать сегодня классику.