Серые клеточки наносят ответный удар

Apr 09, 2018 21:32

Убийство в Восточном экспрессе
(Murder on the Orient Express, 2017)

"Он был как раз на том этапе насыщения, когда человек становится философом."
Одноименная книга

Помяните мое слово, в ближайшие несколько лет нас ждет наплыв голливудских экранизаций Агаты Кристи с крупнокалиберными звездами в главных ролях. А все потому что в прошлом году ирландский режиссер и актер Кеннет Брана сыграл по очень рискованным ставкам и... нет, не разорился вдрызг, а сорвал джек-пот. Иными словами, он снял классический олдскульный детектив по роману Кристи со всеми его дежурными атрибутами: камерным местом действия, запутанным сюжетом, долгими разговорами, галантными манерами и почти полным отсутствием экшена. И это в век тотального упрощения всего и вся, моды на экранизации комиксов, безостановочного драйва и засилья многомиллионных спецэффектов! Как бы то ни было, Брана выстрелил не в бровь, а в глаз, и аж семикратно окупил в прокате свое «Убийство в восточном экспрессе». Просто уму непостижимо!
В чём именно крылась суть его непредсказуемого успеха? Наверное, киноведам и прокатчикам еще только предстоит сделать подробный анализ этого феномена. Но два очевидных фактора успеха можно назвать уже сегодня. Первый - это, безусловно, пучок отборных звезд, пусть даже некоторые из них (Пенелопа Крус в роли религиозной кликуши и Джонни Депп в роли откровенного мерзавца) играют не в своих привычных амплуа. Ну и второй фактор - художественный прием, с помощью которого Брана компенсирует недостаток динамики в сюжете. Понятно, что обычное хождение героев из вагона в вагон быстро усыпило бы зрителя. Поэтому режиссер частенько, едва ли не в половине сцен, выгоняет актеров на свежий воздух, заставляя их прогуливаться или бегать по снегу на фоне живописных гор и по краю головокружительных пропастей. Даже традиционная развязка с публичным выведением преступника на чистую воду, и та происходит не в вагоне, а в довольно экзотическом месте. Где Брана даже не отказал себе в удовольствии поиграть в Леонардо да Винчи, рассадив всех подозреваемых в духе «Тайной вечери» - казалось бы, мелочь, но выглядит экзотически и очень стильно.
И вот так, рисуя весь фильм одну эффектную картинку за другой, Кеннет Брана не дает зрительскому глазу заскучать. Хотя на самом деле и застрявший в снегу экспресс стоит на месте, и герои не рвутся бить друг другу морды, но ощущение бурной движухи в кадре не пропадает ни на минуту. Как снаружи поезда, так и внутри, в тесных купе и коридорах. В последних Брана тоже использует непривычные ракурсы, вроде камеры, глядящей через снятую крышу вагона, отчего картина порой напоминает компьютерную игру-тактику вроде Silent Storm или Jagged Alliance. Мне же вдобавок повезло, что этот роман Агаты Кристи прошел в свое время мимо меня, и потому я получил от просмотра «Убийства...» двойное удовольствие. Тем более, что интрига в нем, при всей своей откровенной наигранности, довольно красива и глубоко драматична.
В общем, и не скажешь, что этот же режиссер снял недавно плоского и совершенно не запоминающегося «Джека Райана: Теорию хаоса» (2014). Ну да ладно, простительно - с кем не бывает. Тем более, Кеннет Брана еще и отличный актер, которому чертовски идут шикарные усы Эркюля Пуаро вместе другими его причиндалами и ужимками. И пусть каноническим образом усатого сыщика-педанта ныне считается Пуаро в исполнении Дэвида Суше из одноименного сериала, данный факт ничуть не умаляет достоинств этого фильма. Который, я уверен, всяк поклонник Агаты Кристи ни за что не пропустит. Да и просто любителям качественного художественного кино тут есть, на что посмотреть и чем полюбоваться в преддверии грядущей киномоды на Агату Кристи.

Еще больше кинообзоров на канале автора в Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a94405a5f496758d117ea43


Про кино

Previous post Next post
Up