Курбан-байрам - 2006

Jan 10, 2013 10:37

Семь лет назад по зомбоящику ...
Телепередачи религиозного направления ...

На 10 января пришелся исламский праздник Курбан-байрам. По этому случаю канал «Россия» транслировал праздничную проповедь и намаз из Московской соборной мечети, а канал «Первый» - из Уфимской соборной мечети. Разница в том, что Московская соборная мечеть относится к «епархии» Духовного управления мусульман Европейской части России, а значит, читал праздничную проповедь и руководил намазом председатель этой организации, а по совместительству - председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин, а Уфимская соборная мечеть - было сообщено также ее второе название, звучавшее примерно как Ля-ля Тюльпан - позиционируется как историческая резиденция Верховного муфтия России и Европейских стран СНГ, а значит, богослужение этот самый муфтий и вел - он же председатель Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ шейх уль ислам Талгат Хазрат Таджуддин. Разница между этими организациями вообще крайне редко раскрывается в СМИ, ну а тут еще праздник - разногласия ни к чему. Решили, надо думать, так - раз «СНГ», то пускай идет по первому каналу, ну а раз «Россия» - то пускай идет по второму.

Содержательно разницы также было мало - проповедь строилась в обоих случаях по определенному «канону» с незначительными вариациями. В частности, Таджуддин - за исключением вступительных «формул» и итоговой молитвы - говорил исключительно на русском языке - по крайней мере, в рамках телепередачи. Гайнутдин выбрал путь посложнее. Вступительных арабских «формул» было гораздо больше, а потом Гайнутдин сразу перешел на татарский, на котором собравшиеся также произнесли ряд коллективных «формул». Русский язык зазвучал лишь на восьмой минуте трансляции. Прозвучало обращение к дорогим братьям, сестрам и согражданам, поздравления, пожелания. Потом Гайнутдин сообщил, что свои поздравления мусульманам передает Путин, который «очень многое делает для преодоления исламофобии». Поздравления были немедля зачитаны - там говорилось о вечных ценностях мировых религий, в том числе ислама, нисколько не зависящих от национальности и вероисповедания, а именно о справедливости, добре, милосердии и заботе о ближнем, о том, что государство и общество сообща противостоят попыткам извратить суть ислама, использовать его в корыстных и агрессивных целях, о межконфессиональном диалоге и добрососедских отношениях.


В числе поздравителей упомянуты также Фрадков, Лужков - «человек, многое делающий для создания комфортных условий бытия для представителей всех конфессий и народов, живущих в нашей столице», Шаймиев, Семигин, а также многочисленные безымянные деятели, губернаторы, депутаты, дипломаты и прочие официальные лица.

Далее сообщается о не менее чем тринадцати тысячах паломников из России, совершавших нынче хадж к мекканским святыням, который, собственно, и завершается праздником Курбан-байрам. Подчеркивается единство всех мусульман перед Аллахом - они были одеты в одинаковые белые одежды, в едином порыве декламировали одинаковые формулы и вели себя, в общем, одинаково.

Далее проясняется смысл жертвоприношения - цитируется высказывание Мухаммада о том, что Аллах сполна вознаградит за каждую шерстинку жертвенного животного. Следует рассказ об Ибрагиме и сыне его Исмаиле, сообщается, что вся эта история служит указанием для мусульман - никогда не проливать безвинную человеческую кровь. После истории с овцой Ибрагим и Исмаил восстановили Каабу, которая, собственно, и стала отныне местом хаджа.

От авраамических истоков возвращаемся к нашим делам. Сообщается, что Путин на саммите Исламской Конференции назвал двадцать миллионов российских мусульман составной частью исламского мира - а раз так, то они должны чувствовать себя защищенными. Упоминаются торжества по случаю тысячелетия Казани и планы строительства обновленного и расширенного комплекса Московской соборной мечети (подробнее об этих планах было рассказано в передаче «Мусульмане» 13 января). В строительстве помогают казахстанцы, и это далеко не впервые - вспомним Мечеть на Поклонной горе и Храм Христа Спасителя. Так поздравим же Назарбаева с очередным переизбранием!

Упомянуты Ханука, Крисмас и Рождество Иисуса Христа, пророка, высоко ценимого и почитаемого в исламе. Это к вопросу о важности межнационального и межконфессионального мира и согласия. Снова цитируется Путин - о народном единстве и согласии, о недопустимости национализма и ксенофобии, в борьбу с которыми религии авраамова корня должны внести свой вклад. Подчеркивается, что полиэтническое и поликонфессиональное единство издревле повелось на Руси. Осуждается лозунг «Россия для русских». Россия - для всех своих граждан. Гарантией тому служит вера в единого Бога, который один и тот же у мусульман, христиан и иудеев. Обращается внимание на созвучие слов «Аллах» и «Элохим». Факт концептуальных различий, а также вековых предрассудков и предубеждений - не проблема, ведь согласно теории одного татарского богослова, божья милость всеохватна. Вера в единого Аллаха и единое гражданство - вот основа для диалога религий.

Далее Гайнутдин подробно разъясняет смысл «богобоязненности». Смыл такой, что вера - иман - подразумевает твердость и крепость, наподобие как у дуба. В этом смысле ислам - прекрасное, мощное дерево, у которого пять корней - пять столпов ислама - шахада, ас-салат, закят, саум и хадж. Подпиткой древа является выполнение этих пяти столпов. Так вот, что касается, например, хаджа и венчающего его жертвоприношения, то сказано, что до Аллаха доходит не мясо и кровь барана, но богобоязненность. Это значит, что хадж - не самоцель. Бедным и больным не обязательно его совершать. Есть много других путей снискать милость Аллаха - поддержка родителей, помощь бедным, добрые слова, терпение, терпимость к другим. Но все эти деяния принесут свои плоды, только если в их основе лежит богобоязненность.

Последние пятнадцать минут посвящаются проповеди на татарском языке и коллективной молитве.

Таджуддин придерживается аналогичной последовательности. После «формул» целиком приводится все то же поздравление Путина. Из прочих поздравителей персонального упоминания удостаивается Рахимов. Таджуддин благодарит Путина за согласие стать главой Попечительского совета по строительству Главной соборной мечети. Имеется ли в виду та самая, расширенная Московская соборная мечеть, не совсем ясно. Лужков, конечно, тоже упоминается. Потом следует любопытный пассаж, в котором от сообщения о том, что Россия является наблюдателем - пока наблюдателем - Организации исламских государств, осуществляется хитроумный и трудноуловимый переход к такой фразе - «Коней на переправе не меняют, и мы надеемся - референдумом или каким другим путем, он продолжит руководить нашей страной и теми процессами, которые получили всенародное одобрение». Каким таким другим путем, какими именно процессами и в каком случае все-таки меняют коней - не уточняется.

Далее разъясняется смысл праздника - также сообщается, что не мясо и не кровь, но благочестивость и набожность сердец достигнут конечного пункта назначения, что за каждую волосинку и шерстинку… что Ибрагим и Исмаил… что все человечество - единый мир… что Бог един… что Иисусу предстоит важная миссия перед концом света… что разделять Бога между религиями - кощунство… что главное - искренность намерений и чистота помыслов, а не внешние действия и «формулы»… что надо возрождать духовно-нравственные основы… что сиротство, наркотики, земные утехи и пьянство - не вина власти, школы или «среды», но симптомы духовной спячки.

Таджуддин поздравляет православных россиян с Рождеством Христовым, заканчивая фразу словами «…есть и будет Святая Русь», и сообщает, что у России нет будущего, если смотреть на это будущее глазами материалиста и атеиста, а если смотреть другими глазами, то будущее есть. Да и вообще, глаза атеиста - штука ненадежная, ведь сказано же, что атеисты воскреснут ослепшими. «У нас есть Господь, Отчизна и Президент», - утверждает Верховный муфтий. Будущее России соразмерно вере россиян, а залог того, что через веру, взаимное доверие и уважение своих граждан Россия станет во всей своей силе, - это дарованное Богом единство. Россия - не Империя, так как ее исторические «субъекты» - не колонии. Все ее народы веками варились в одном котле. И у нас, российских мусульман, нет здесь врагов, кроме нас самих, конечно. Строятся храмы, мечети. Молодежь тянется к духовно-нравственным истокам. Радуют все менее редкие примеры заботы о сирых и убогих. И в этих обнадеживающих процессах духовенство традиционных конфессий должно сыграть ключевую роль. Отречемся от шайтана, экстремизма и терроризма. И да будет днем единения народа вся наша жизнь, а не только один день.

Православные передачи сосредоточились на острой теме «современности» православия как диалектического синтеза «старого» и «нового». «Православная энциклопедия» от 14 января была посвящена теме «Можно ли спастись с комфортом?» Ведущий Алексий Уминский задает тон: «Удивительное дело: по опросам социологов, большинство наших граждан называют себя православными, а вот верующих по тем же опросам, гораздо меньше. Парадокс… Это, наверное, потому, что Православие для многих сейчас является ценностью скорее культурной, исторической, почти музейной. Отчего это происходит? Неужели Православие настолько неудобно для нашего времени? Может ли оно стать современной религией для современного человека? Или для этого в Православии нужно что-то изменить?» Но прежде - новости православной жизни:

1) В подмосковной деревне проводится фестиваль кузнечного искусства. Кузнецы будут делать для нового деревенского храма кованый иконостас, а воспитанники приюта при храме будут брать уроки ремесла у мастеров со всей России.

2) В крымском селе Голубинка под Бахчисараем местная православная община никак не может построить храм. Церковь собирались возвести на холме с видом на Байдарскую долину. Но в основании будущего храма строители нашли древнюю каменную кладку и вызвали археологов. Оказалось, что здесь стоял средневековый христианский храм, примерно ХIV века. Проект переработали, с тем, чтобы в новом храме был стеклянный пол - и можно было увидеть фундамент старой церкви. Местным жителям эта идея понравилась, но против строительства выступили крымские татары. По их словам, византийский храм не имеет никакого отношения к современной Православной Церкви. Больше того - татары считают, что святыня принадлежит им, поскольку в этот храм ходили их предки: «Мусульмане раньше тоже были христианами, к нам - татарам - это тоже относится!» Крымские власти, избегая конфликта, заморозили строительство нового храма. Эта история продолжается уже четыре года.

3) Хроника - праздник Крещения Господня, Москва, 6 января 1912 года.

Далее следует сюжет в русле заявленной темы - как привлечь московских студентов к изучению основ православия и - постепенно - к исповеданию православной веры и участию в церковной жизни? Ответ прост - нужен Андрей Кураев. Речь идет об открытых три месяца назад православных курсах в Политехническом музее для всех желающих. Лекции читает, конечно, не только Кураев, но и, например, Максим Козлов, но у меня сложилось впечатление, что идут в основном «на Кураева».

Гость студии - Владимир Легойда, главный редактор православного журнала «Фома». Ведущий формулирует тему беседы - Должно ли православие стать более удобным для современного человека? - и спрашивает, что означает название одного из номеров журнала - Православие-лайт. Легойда отвечает, что это такая распространенная сегодня форма вероисповедания - необременительная обрядовость без истинной веры. Как правило, в формате «лайт» люди не считают нужным менять свой образ жизни - и, в частности, внешний вид. Разумеется, не «джинсы» являются преградой для истинной веры, а собственное «я». То есть это такой удобный критерий - если человек ходит в церковь, но при этом сохраняет старые привычки - то он «лайт». Никто его не будет заставлять менять прическу, но все будут понимать, что ему далеко до консистенции «стронг» или «фулл тэйст». А если он пострижется добровольно и начнет изнурять себя постом, тут-то все и поймут - вот, наконец-то дорос, можно переводить на следующий уровень доступа и присваивать опознавательный код «свой»…

Последний сюжет - также в рамках заявленной темы - посвящен православному кафе-клубу «Ямское поле», единственному в своем роде на всю Москву. Чай, пироги, православная песня под гитару, встречи с писателями, артистами, священниками…

Программа «Слово пастыря» от 14 января посвящена ответу на вопрос, каким образом в Церковь, которую многие считают оплотом «старого», проникает нечто «новое», и как следует к этому относиться. Митрополит Кирилл рассуждает, можно сказать, на грани софистики. «Старое» само по себе не является ценностью, как не является таковой и «новое». Не все старое подлежит сохранению - например, пустые бутылки или консервные банки никто не хранит. Но если не сохранять вообще ничего, а разрушать старый мир до основания, - то будет совсем плохо. Истина, как всегда, - посередине. Что-то надо сохранять, что-то - нет. В Церкви по этому поводу сложился за многие века тонкий, выверенный баланс. Сохраняется сердцевина, ядро - Слово Божие и апостольское послание. Все остальное - меняется, это - комментарии, аксессуары, помогающие лучше воспринять евангельскую весть - меняются богословские доктрины, богослужение, одежда, музыка… А вера сохраняется, поэтому ее трудно назвать «старой», она также и «юная», и «вечная».

Нет ли тут парадокса? Если сохраняется только «вечное», а все остальное автоматически становится «новым», ведь если бы оно было «старым», мы бы его не восприняли, не поняли, - то где же тут тонкий «баланс», где истина, которая «посередине»? Схема как бы ясна, но где же в ней место «старому»? Оргвыводы могут оказаться неожиданными - ничего не надо менять, потому что изменение и обновление естественным образом присуще всем процессам человеческой жизни, поэтому не надо гнать лошадей, - а тем более, как выразился Таджуддин, менять коней на переправе, - ибо все действительное - разумно. Вы и не заметите, как все поменяется само собой - и в том направлении, которое в конечном итоге и окажется наиболее целесообразным. Неправильных путей не бывает, поскольку вечное нельзя уничтожить, старое невозможно сохранить, а новое - это то, что есть сейчас. Будущее же никому не ведомо.

телекритика

Previous post Next post
Up