Памяти Валерия Абрамкина

Jan 30, 2013 12:44


Добрый день!

Ввиду актуальности темы и из уважения к В.Ф. Абрамкину, которого я знал лично, публикую заявление Московского бюро по правам человека.

Роман Чорный,
президент С-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека

25 января, на 67-м году жизни, скончался правозащитник, член президентского совета по правам человека Валерий Федорович Абрамкин - через три дня после Дня диссидента, который он в наибольшей степени может считать своим днем.

Валерий Абрамкин родился 19 мая 1946 г. в Москве, в рабочей семье. В 1970 г. окончил Московский химико-технологический институт (МХТИ). Работал инженером-химиком в Научно-исследовательском институте неорганических материалов, где вел научную работу в области атомной технологии.

В молодости начал сочинять песни, а в середине 1960-х стал одним из инициаторов создания Московского Клуба самодеятельной песни (КСП). В середине 1970-х продолжил деятельность по организации песенного сообщества уже вне рамок КСП. Одновременно стал принимать участие в выпусках самиздатовского журнала "Поиски", очень популярного в кругах интеллигенции. Эта деятельность не могла не привлечь к Абрамкину пристального внимания КГБ. В 1976 г. КГБ сделал Абрамкину официальное предупреждение об аресте в случае участия в «антисоветской деятельности», затем последовало увольнение с работы. Три года В.Абрамкин работал лесорубом, кочегаром, церковным сторожем.

В декабре 1979 г. В.Абрамкина арестовали за «распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. После ареста правозащитник год просидел в СИЗО «Бутырка», был осужден на три года лишения свободы в колонии общего режима по статье 190-1 УК РСФСР ("распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй"). Был направлен в лагерь для уголовных преступников на Алтае.

В заключении он продолжал активно выражать свою гражданскую позицию, направлял жалобы на нарушения прав заключенных, за что вскоре получил еще три года, но уже в лагере строгого режима. Арест и заключение Абрамкина вызвали возмущение на Западе, но это не помогло: на свободу правозащитник вышел только по окончании второго срока. Сразу после выхода на свободу власти постарались устранить Абрамкина из общественной жизни столицы.



Его отправили в ссылку в Тверскую область, где он работал учителем в школе для умственно-отсталых детей в одной из деревень. Несмотря на начало перестройки и гласности, Абрамкину позволили вернуться в столицу только в 1989 г. По возвращении в Москву он включился в активную правозащитную деятельность, создал неправительственную организацию “Тюрьма и Воля”, которая в 1992 г. была преобразована в Центр содействия реформе уголовного правосудия.

В 1991 г. Валерий Абрамкин на радиостанции “Радио России” реализовал проект специальной программы "Облака" для заключенных.

В.Абрамкин участвовал в разработке различных законопроектов в области уголовного правосудия для российского парламента; в частности, по поручению Комитета по правам человека ВС РФ он подготовил первый вариант законопроекта по изменению действующего пенитенциарного кодекса. В июне 1992 г. в действующий тогда Исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения, значительно смягчающие условия содержания заключенных.

В течение многих лет В.Абрамкин регулярно посещал пенитенциарные учреждения с целью контроля за соблюдением прав человека, оказания помощи заключенным, освобождающимся, сотрудникам пенитенциарных учреждений. В 1992 году совместно с Юрием Чижовым им была подготовлена и выпущена книга “Как выжить в советской тюрьме”, около 30 тыс. экз. которой бесплатно роздано заключенным и их родственникам.

Являлся членом Совета по судебной реформе (1994-1997 гг.) и членом Постоянной Палаты ПКС при Президенте РФ (1997-2000 гг.), Комиссии по правам человека при Президенте РФ (2002-2004 г.), Общественного Совета при министре юстиции РФ (с августа 2003 г.), Комиссии по правам человека при мэре г. Москвы. С ноября 2004 г. - член Совета при Президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека.

В правозащитном сообществе он занял свое место, не претендуя на известность в общей и порой рутинной деятельности по "защите прав человека". Он всегда занимался очень конкретной и адресной деятельностью: защитой прав заключенных, не отвлекаясь на другие темы. Так, по словам Юрия Самодурова, "сердце и силы Валерия Федоровича с конца 1980-ых годов безраздельно и без остатка отданы решению "узкой" проблемы гуманизации очень жестокой к людям российской пенитенциарной системы; сам он многие годы, благодаря своим человеческим качествам, был в числе людей, которые объединяли значительную часть правозащитников в более или менее реальную и солидарную группу".

Он и умер от последствий туберкулеза, которым заразился в колонии. Как сообщил глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, несмотря на то, что в последние месяцы жизни В.Абрамкин тяжело болел, он всегда принимал участие в работе СПЧ по телефону. «...абсолютно уверен в том, что Господь, определяя его судьбу, поместит его среди самых настоящих праведников», - сказал М.Федотов.

Юрий Самодуров вспоминает о зарождении в 1997 г. по инициативе Льва Пономарева, Валерия Абрамкина и Елены Боннэр "Инициативной группы за объединение в защиту гражданских и экономических прав граждан в Российской Федерации" (краткое название - инициативная группа "Общее действие") и отмечает, что Валерий Федорович Абрамкин, пользовался абсолютным признанием в правозащитной среде и, вместе с тем, за лидерство в этой среде не боровшийся, и в группе "Общее действие" никогда ни с кем не соперничавший. Бывшая председатель президентского совета по правам человека Элла Панфилова напоминает о помощи, которую Валерий Абрамкин оказывал заключенным: «Его волновала проблема социальной адаптации, чтобы только вышедшие из колонии снова не преступили закон. Он был настоящий правозащитник, никогда не выпячивал себя и не пиарился, хотя сделал очень много для пенитенциарной системы. Его активная позиция привела к улучшению условий содержания в российских колониях, пусть и не такому серьезному, как всем хотелось бы, но все-таки улучшению».

Президент России Владимир Путин направил телеграмму соболезнования дочери покойного, Екатерине: «Правозащитник, известный общественный деятель Валерий Фёдорович всегда последовательно отстаивал свою позицию, независимую точку зрения. Он искренне стремился внести свой вклад в развитие и гуманизацию отечественного законодательства, в укрепление современной системы обеспечения прав и свобод граждан. Добрую память о нём навсегда сохранят близкие, коллеги, друзья».

Пройдя ад советского заключения, безуспешно борясь уже с постсоветской бюрократией, В.Абрамкин остался оптимистом, веря, что совместно люди могут все преодолеть: "в России, ради доброго дела могут (с искренним желанием) объединять свои усилия люди, казалось бы, несоединимые, несоразмерные и несовместимые по своим взглядам, установкам, своему статусу и должностному положению… И все же мы, несмотря на все невозможности, обязаны объединяться для добрых дел, без этого (абсолютно уверен), нет у нашей страны будущего…".

И если мы все хотя бы в небольшой мере будем следовать завету В.Абрамкина, то жизнь в России, безусловно, станет лучше.

Previous post Next post
Up