ПОЛНЫЙ СВОД МЫСЛЕЙ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО. В 14 томах. PDF. Можно скачать!

Dec 24, 2019 14:11




СКАЧАТЬ АРХИВОМ:
https://yadi.sk/d/xCRjUT_yhdHLkg
 «Свод мыслей Л.H. Толстого», над составлением которого Владимир Григорьевич Чертков, ближайший, многолетний друг и христианский единомышленник Льва Николаевича, работал с конца 1880-х годов (первое упоминание об этом деле см. в письме Черткова к Толстому от 1 августа 1889 года), был готов к изданию в 1914 году. Но Первая мировая война и последовавшие за ней революции не дали осуществиться задуманному.

Потребовалось более ста лет, чтобы «энциклопедия всех, когда-либо письменно изложенных мыслей Толстого», как называл «Свод» Чертков, стала доступна читателям замечательного сайта https://xn-----dlcgch2aodfthbb5afgpd4o.xn--p1ai/ , созданного по инициативе московского художника, коллекционера, издателя В.А. Мороза.



Владимир Алексеевич Мороз родился 24 декабря 1929 года в Москве. Отец - Мороз Алексей Андронович - директор школы для беспризорных на Смоленской площади. Мать - преподаватель той же школы - Бурикова Татьяна Николаевна.

В семь лет, отец, желавший, чтобы сын стал художником, определил его в Московскую среднюю художественную школу.

В старших классах, убегая со школьных уроков, чтобы обойти все букинистические магазины, Володя из страстной любви к живописи и жажды к знанию искусства, начал собирать репродукции произведений великих художников. Возник узкий круг коллекционеров, не стяжателей - ценителей мирового искусства, собирателей произведений больших мастеров в великолепных по тем временам полиграфических изданиях (“L’illustration”, “Studio”, “Kunst” и наиболее полных монографиях издания Зеймана). Их было пять-шесть солидных мужей: М.В. Куприянов - один из Кукриниксов, С.Н. Иванов - редактор Госполитиздата, М.В. Алпатов - известный искусствовед, А.Б. Юмашев - герой-летчик и среди них юноша (все они были друзья и называли себя «королями репродукций»).

В пятидесятые-шестидесятые годы, когда складывалась коллекция, он друг и помощник в творчестве (покупатель картин) Р.Р. Фалька, называвшего Мороза «лучшим глазом Москвы». В 18 лет Володя, потрясенный прочитанным рассказом Толстого «Рубка леса», поделился своими впечатлениями с Робертом Рафаиловичем. И получил совет: «Прочтите не по-школьному «Войну и мир» - тогда поговорим. Совет старшего друга перекликался с советом Александра Блока: «торопиться понимать Толстого с юности, пока наследственная болезнь призрачных дел и праздной иронии не успела ослабить духовных и телесных сил». Позже в своем дневнике Владимир Алексеевич запишет: «Нет ничего большего, что может один человек сделать для другого - это открыть для него Толстого».

В шестидесятые-семидесятые годы, Владимир Мороз - художник, знаток искусства, собиратель по наитию, опыту, знанию - обладатель одной из уникальных коллекций от иконописи до русского авангарда.

Постепенно волна интереса к иконописи, спасаемой в провинции «вечными студентами», к русскому авангарду, спасаемом от уничтожения истинными знатоками искусства, а точнее осведомлённость о стоимости того и другого, докатилась до советских властей. Коллекционирование стало опасным делом. В это время намеренно создавалась атмосфера нетерпимости к частному коллекционированию, целью которой было ограбить то, что не¬давно самим государством предавалось анафеме и уничтожалось. В числе других коллекция Мороза сделалась для них лакомым кусочком. В июне 1974 года стараниями КГБ Владимир Алексеевич оказался в застенках Лефортовской тюрьмы. Коллекция была конфискована. Перечень отобранных произведений искусства занимал более 70 страниц уголовного дела, которое до сегодняшнего дня считается «незавершённым», скрывая в архивах Госбезопасности судьбу украденных чекистской сволочью шедевров.

В приговоре было сказано: «В период с 1954 по 1974 годы Мороз занимался преступной деятельностью, распространяя произведения, содержащие заведомо ложные измышления, порочащие общественный и государственный строй...». Это - за его всегда независимое отношение к окружающему миру, за сознание себя свободным человеком в несвободном обществе, за картины, которые писал, за художников, которых поддерживал, за переделкинский дом, который строил, чтобы открыть в нём свободный музей свободных живописцев, за солженицынский «Гулаг», за другие запрещённые книги, перечень которых превышал более половины 90-томного дела Мороза. Какая ирония судьбы! Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого (тоже «арестованное») состоит тоже из 90 томов.

Мир в день ареста в один миг из яркого, живого стал грязно-серым: стены, одежда, человеческие лица на несколько лет потеряли краски. Для художника зрительный голод страшнее лишений физических. Стараться выжить в условиях советских исправительных лагерей - занятие бессмысленное: жизнь в них мало чего стоит, жить надо было неумирающим. Прежде он понимал бы под этим искусство. Оказалось, что для него «вечным» стала Мысль, под которой он понимал мысль религиозную. Гиппократовское: «Жизнь коротка - искусство вечно», переосмыслилось в «Жизнь коротка - мысль вечна».

Поддержкой и опорой арестанта стал заново открытый им религиозный мыслитель Толстой, вместе с другими книгами Мороза брошенный в ту же тюрьму (конфискованные книги грудой были свалены в одну из лефортовских камер, пополнив знаменитую библиотеку, состоящую из множества отнятых у жертв КГБ книг за все годы советской власти). Первой книгой, которую Мороз попросил в тюрьме для чтения был Толстовский «Круг чтения». Синий том принесли с оторванным корешком. Подозревали: раз просит - значит что-то спрятал…

В лагере ГУЛАГа ША-22 УЮ 400/6 Владимир Алексеевич дал себе слово: «Если будет на то Божья воля - останусь живым и вернусь, - запустить во всеобщее внимание людей Толстого как религиозного учителя». Обещание, данное себе, он выполнил, являясь составителем и издателем 14 выпусков «Толстовского листка. Запрещённый Толстой» и выборки мыслей из своего тюремного дневника «Толстой в моей арестантской жизни».

Ещё до ареста, из брошюры В.Г. Черткова «Об издании полного собрания мыслей Л.Н. Толстого» 1915 года, найденной в букинистическом магазине, Мороз узнал о существовании сокровищницы духовной жизни Льва. Но где она спрятана и как проявить её на свет? Долгие поиски привели в «закрома» Музея Л.H. Толстого на Пречистенке, где по сей день коробки со «Сводом» являются объектом хранения, «занимающим много места».

Существует мнение: «Зачем издавать «цитаты», кода Полное академическое собрание сочинений Толстого каждый может про¬честь в интернете?»! Лучше, чем объяснил Чертков в своей выше упомянутой брошюре, едва-ли кто-то может объяснить, «ЗАЧЕМ».

В 1997 году 85 папок «Свода», в среднем 350-400 страниц каждая, были выкуплены дедушкой Морозом у Музея в виде ксерокопий. О том, что «Свод» оказался «на свободе», узнала Лидия Дмитриевна Громова-Опульская - член корреспондент РАН, главный научный сотрудник Отдела русской классической литературы института мировой Литературы им. Горького, главный редактор академического Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого и ведущий биограф писателя. До конца своих дней она интересовалась, как продвигается работа. Считала, что «Свод» надо издавать ПОЛНОСТЬЮ! без купюр и редактуры со всеми повторами и правками - «как памятник Толстому и Черткову». Незадолго до смерти Лидия Дмитриевна позвонила Морозу и сказала: «Вы не умрёте, пока не издадите «Свод». Дайте мне слово». Её не стало 31 декабря 2003 года. Владимир Алексеевич Мороз - прожил ещё почти 16 лет и успел увидеть Свод, дело многих лет его жизни, опубликованным.

Толстой однажды сказал Черткову: «Читал Ваш «Свод» моих мыслей. Это настоящая моя биография. Биография моей мысли». И продолжил: «...но я не хотел, чтобы при жизни это печатали. Если после смерти кому-нибудь понадобится, тогда напечатают».

«Понадобилось»! Составленный В.Г. Чертковым «Свод мыслей Л.Н. Толстого» - свод мудрости - приходит нынче к читателям!

Данная публикация - в память Владимира Алексеевича Мороза, одного из лучших в проклятом СССР (и его не менее проклятой наследнице, современной России) учеников Льва-Учителя. Мы выбрали для неё 24 декабря - не просто Сочельник и канун всемирного (настоящего!) Рождества, но и день рождения и Юбилея Владимира Алексеевича Мороза, в который этому драгоценному, недавно ушедшему от нас чудесному Львёнку великого Льва могло бы исполниться 90 лет.

Владимир Алексеевич! Никто из Львят великого Льва-Учителя не забудет Вас, пока мы живы сами. А нас век от века будет только больше - так что и память о Вас будет приумножаться, и ВСЕГДА будет любящей и благодарной. Воскреснем вослед Вас к жизни неумирающей, вечной - к жизни в Боге, Иисусе и Льве!

СПАСИБО.
________________________
ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!
РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ!

С РОЖДЕСТВОМ И С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
___________________________

Владимир Алексеевич Мороз, Владимир Григорьевич Чертков, Свод мыслей, Рождество, pdf, Лев Николаевич Толстой, христианство, скачать, толстовцы

Previous post Next post
Up