Мария Заламбани
ИНСТИТУТ БРАКА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
(На материале сочинений Л.Н. Толстого
«Семейное счастие», «Анна Каренина», «Крейцерова соната»)
Мария Заламбани - профессор русской литературы Болонского университета. Ее предыдущие исследования были посвещены русскому авангарду и советской литературе. Она автор монографий: L’arte nella produzione. Avanguardia e rivoluzione nella Russia Sovietica degli anni ‘20. Ravenna: Longo, 1998 (на русском языке: Искусство в производстве. Авангард и революция в Советской России 20-х годов. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003); La morte del romanzo. Roma: Carocci, 2003 (на русском языке: Литература факта. От авангарда к соцреализму. СПб.: Академический проект, 2006); Censura, istituzioni е politica letteraria in URSS (1964-1985). Firenze: FUP, 2009.
Новая монография итальянской славистки посвящена эволюции представлений Л.Н. Толстого о семейных и половых отношениях: от повести «Семейное счастие» - через роман «Анна Каренина» - к скандальной «Крейцеровой сонате». М. Заламбани также рисует яркую картину литературной и общественной жизни России.
Произведения Л.Н. Толстого - это не только шедевры мировой литературы, но и зеркало своего времени, социальных и культурных перемен, происходивших в царской России. Именно в этой перспективе и рассматривается творчество великого писателя в настоящей монографии. На материале «Семейного счастия», «Анны Карениной» и «Крейцеровой сонаты» автор подвергает анализу эволюцию института брака в России второй половины XIX в. В то время как в «Семейном счастии» предвосхищается кризис брака по расчету, его окончательный крах блестяще изображается в «Анне Карениной». Анна обрекает этот институт на гибель, когда, бросая вызов обществу своего времени, не скрывает адюльтера, но, напротив, выставляет его напоказ и пытается узаконить. Наконец, в «Крейцеровой сонате» показана уже произошедшая смена «дворянской» модели брака на «буржуазную».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................... 7
Литература и общество ................................... 11
«Семейное счастие» ....................................... 25
Симптомы кризиса ................................... 27
Культурная обстановка. 1840-е
и 1850-е годы ......................................... 30
Общественное положение женщины
в первой половине XIX в. ............................. 33
Женское образование ................................. 38
Французское влияние ................................. 44
Что такое «семейное счастье»? ........................ 49
«Анна Каренина» ......................................... 53
Институт брака в «Анне Карениной» .................. 55
Институт брака по расчету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Патриархальная семья ................................ 63
Развод во времена «Анны Карениной» ................. 74
Перемены, принесенные реформами ................... 80
На пути к новой семье ................................ 91
Рецепция романа «Анна Каренина» в России
конца XIX в. .......................................... 96
Критика в последней четверти XIX в. .................. 98
Народническая и консервативная критика ............. 101
Психологический и реалистический подходы .......... 115
Суд над Анной ........................................ 118
Критика и институт брака ............................. 124
Финал ................................................ 130
Чужой роман ......................................... 134
«Крейцерова соната» ...................................... 141
«Крейцерова соната» и зарождение буржуазного
брака ................................................. 143
Буржуазная семья .................................... 151
Новая модель брака ................................... 160
Любовь и сексуальные отношения
в рамках договора ..................................... 166
Супружеская измена как угроза обществу ............. 184
Развод в конце столетия .............................. 191
Дискуссия вокруг «Крейцеровой сонаты» ............. 195
Критика со стороны церкви ........................... 199
Религиозные писатели и философы ................... 207
Консервативная и народническая критика ............. 214
Реакция простых читателей ........................... 219
Формирование новых сексуальных дискурсов ......... 223
Вместо заключения ......................................... 227
Библиография ............................................... 233
Именной указатель ......................................... 261
Summary .................................................... 266
___________________________________
Файл (PDF) с текстом книги скачать можно здесь:
https://yadi.sk/i/bi5cvbboeWivNw ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ,
РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ !
______________________