Лев Толстой и рядовой Шабунин: История Одного Поражения

Aug 18, 2018 10:49

       


Моя новая книга, закончена СЕГОДНЯ, 18 августа 2018 г.
  Скачать полный текст (файл PDF):
https://cloud.mail.ru/public/7Di5/yCynyZMcn
                        Читать на сайте «Проза.Ру»
                http://www.proza.ru/2018/08/18/457

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:

Предваряющее слово, или Пролог

Глава 1.
ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ:
Лев Толстой, Суды и Право.

Глава 2.
КАК ВСЕ ВЛЯПАЛИСЬ В ЭТО

Глава 3.
КАК В ЭТО ВЛЯПАЛИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Интерлюдия
О ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДАХ

Глава 4.
ЮНОША И АВОСЬ

Глава 5.
ВАШЕ ВРЕМЯ И ЦАРСТВО ТЬМЫ

Глава 6.
ЖИЗНЬ ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ

Глава 7.
ЯСЕНКОВСКАЯ ГОЛГОФА

Эпилог Первый.
ЖИВЕЕ МНОГИХ ЖИВУЩИХ

Эпилог Второй
ТАНЕЦ САМОДВИЖУЩИХСЯ МЕРТВЕЦОВ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
ПРЕДВАРЯЮЩЕЕ СЛОВО
(или Пролог)
Казнь в августе 1866 г. солдата, которого пытался защитить на суде Лев Николаевич Толстой - давно не актуальная и не благодарная для исследователей тема: все возможные материалы, все источники проанализированы, опубликованы и откомментированы ещё в прошлом столетии, до рождения на свет нас, современных молодых толстоведов. ЧтО, казалось бы, нового можно сказать после трудов хотя бы одного Николая Николаевича Гусева? Что он затруднился установить - как точная дата рождения или отчество солдата Шабунина *) - то уже вряд ли и будет точно установлено.
____________
*) Кстати, и фамилия злосчастного солдата «подгуляла» в литературе: с лёгкой руки самого Льва Николаевича, а также его знакомого, автора воспоминаний о казни Шабунина, Н.П. Овсянникова некоторые авторы, начиная с его биографа «Поши» (Павла Ивановича) Бирюкова, именовали его ШИБУНИН. Мы используем вариант, считающийся на сегодняшний день более достоверным.
_______
Нет, мы не приготовили к публикованию новых, совершенно не известных СПЕЦИАЛИСТАМ фактов - иначе предлагали бы свою публикацию отнюдь не массовой аудитории интернета… Написание нижеследующего очерка напрямую вызвано двумя событиями в околонаучных сферах. Одно из них - тиражирование огромным числом копий глянцевой книжки современного поп-«исследователя» Паши (Павла Валерьича) Басинского, посвящённой сомнительной деятельности в России и не только не христианскому, но и недоброму, истинно антихристову отношению к Л. Н. Толстому одного из его современников - «святого» кронштадтского попа Иоанна Сергеева. Разумеется, П. Басинский, как человек в России публичный, второсортный, но разрекламированный и оттого дешёвенько популярный писатель и остроумный литературный критик, предсказуемо занял в своём глянцево-целлофанированном продукте единственно допустимую в современной, тяжко православнутой, путинской России позицию: величания «святого» Иоанна и стультифицирования («свободный человек»), откровенной инфантилизации («вечный ребёнок») в глазах СВОЕГО читателя (т.е. как раз инфантильного, не очень умного городского мелкобуржуазного интеллектуального сноба) главной своей «жертвы» - давно безответного Льва Николаевича Толстого. Две известные нам аудиокниги (с голосами разных чтецов), изготовленные по данной книжке Басинского, только увеличили популярность и доходец автора… и популярность солдата Шабунина, ставшего «персонажем» одной из глав книги - с броским поп-заголовком «Спасти рядового Шабунина». Так об этом эпизоде биографии Толстого узнали - к несчастью, через Пашу, а не Пошу и Льва! - и те, кто прежде не знал о нём совершенно ничего.

В числе этих магелланов глянцевого «толстоведения» пару лет тому назад оказалось ещё одно не случайное, как нам видится, лицо - некто «Дуня» (Авдотья Андреевна) Смирнова, жена главного путинского «нанотехнолога», афериста и члена ОПГ «Путинская Единая Россия» - А. Б. Чубайса. Дунька уже стара: в 2019 году ей «стукнет» 50 лет. Видимо, к грядущему юбилею, с прямой поддержкой афериста в толстоведении Паши Басинского и всей подпутинской казённой кодлы (сотрудников как ГМТ в Москве, так в особенности музея-усадьбы в Ясной Поляне), Дунька-режиссёр завершила в нынешнем 2018 году и готовит к выходу накануне другого юбилея - 190-летия Л. Н. Толстого - собственный киноглянец, благодаря массированной рекламе уже «обречённый» на шумный, хоть и недолгий, успех. Это ФАНТАЗИЯ на тему фантазий Паши Басинского по поводу событий 1866 года - с рядом вполне осязаемых, хотя и не правдивых, идеологических установок. Главное, оно же и единственное, достоинство фильма - заострённость, сделанная режиссёром, на ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТУАЛЬНОСТИ тех давних событий - для нашего века и нас, сегодняшних…

Увы! от супруги А. Чубайса, от «своего» человека среди членов преступной группировки Путинская Россия, не стоит и невозможно ожидать ни понимания, ни тем паче адекватной репрезентации на экране ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО значения тех событий в глазах самого Льва Николаевича Толстого, старца, вспоминающего молодые годы по просьбе биографа, ученика и друга - так же актуального в той степени, в какой лжехристианский мир продолжает отбрыкиваться от Христа и его учения, спасённого и проповеданного миру Л. Н. Толстым. С Дуньки - золотой ручки, чубайсовой подстилки, и взять нечего… окромя искусствоведческого анализа. Что же касается её вдохновителя, П.В. Басинского - эта тварь с юных лет жила НАВЫВОРОТ по сравнению с судьбой, выстраиваемой себе Л.Н. Толстым. Только один, показательный факт: Толстой бОльшую и лучшую часть жизни прожил среди народа и в сельской местности, в провинции. Москву он терпел - из-за семьи - но вряд ли когда-то любил… как и все большие города. А Паша Басинский, родившись тоже среди народа - в степных и казачьих краях Волгоградской области (Фроловский район), на том самом юге, куда так тянуло Толстого практически до старости - только кончив школу, СЛИНЯЛ В МОСКВУ… и вряд ли даже в старческие годы воротится в родные края - хотя бы умереть… скорее, сука хитрая, продаст свою московскую квартирку, да подселится «на лоно природы», к нам в Ясную Поляну, в роскошный «писательский» коттеджик…

В своих поп-поделках, книжках «про Толстого» Басинский работает на ОЧЕРНЕНИЕ духовного образа Л.Н. Толстого в сознании читателей - в первую очередь, российской молодёжи. Авдотья Смирнова сделалась его союзницей в этой важной для буржуазно-православной путинской России идеологической работе. Разумеется, всё это проводится под вывеской «борьбы с мифами», при которой «развенчиваются» не только давно развенчанные и не актуальные в научной литературе мифы, но и правда - и тут же подменяются новыми мифами: например, о 30-тилетней «семейной идиллии» Л.Н. и С.А. Толстых, нарушенной якобы только в последние два десятилетия жизни Льва Николаевича - его христианским радикализмом.

К мифическому следует отнести, для примера, и «борьбу влияний» отца (вымышленного персонажа) и Л.Н. Толстого, оказываемую в новом фильме А. Смирновой на юного Гришу Колокольцева… Здесь Басинский, консультант и сценарист фильма - во всей своей поганой «красе». Колокольцев, каким он предстаёт в фильме, РАЗОЧАРОВАННЫЙ в Толстом - это как раз образ идеальной жертвы идеологической “обработки” двух дряней и сук - Басинского с его бестселлерами и А. Смирновой  с её киноподелкой на денежки Чубайса.

Для таких, как Басинский, милы и идеологически выгодны как раз «разочарованные» -- слабые люди, поддавшиеся мирским соблазнам и отошедшие от исповедания «трудной» веры или попросту поступившиеся собственными духовной независимостью и порядочностью. Он даже младшего сына Л.Н. Толстого, Ваничку, считает «жертвой» вероисповедания отца, который-де просто не успел вырасти, чтобы спорить с ним, сотпротивляться христианской истине…

Между тем, уж коль внимание массового читателя и зрителя столь недостойно, но таки привлечено к событиям осуждения и казни Шабунина - ряд корректив в выстраиваемую П. Басинским и А. Смирновой в массовом сознании картину - просто необходимо внести… взглянуть туда, в далёкий 1866-й, ГЛАЗАМИ СТАРЦА ЛЬВА 1900-х… ИСПОВЕДНИКА И ПРОПОВЕДНИКА, СТРАСТОТЕРПЦА ХРИСТОВА, не признанного толпой лжехристианского мира за то, что не «царям земным», а ей, толпе, напомнил о Христе - и её в лукавстве уличил.

Вот на этом-то взгляде - не Басинского и не Авдотьи Смирновой, но самого Толстого и некоторых его современников - нам и хотелось бы задержать внимание тех читателей, которые, по неосторожности наивного невежества и обеспеченного регулярными доходами потребительского любопытства, уже «вляпались» (или рискуют) в чтение увлекательных целлофанированных поделок Басинского и, вероятно, не пропустят грядущей премьеры фильма Дотти Чубайс (она же А. Смирнова).

«Путеводителями» в воссоздании драматических подробностей нам послужат, во-первых, материалы 37 тома Полного (юбилейного) собрания сочинений Л. Н. Толстого: его воспоминания о суде над солдатом и его защитительная речь на суде. Во-вторых, воспоминания о событиях весны-лета 1866 г. Николая Петровича Овсянникова, служившего в то время юнкером, опубликованные толстовским «Посредником» (в нашем распоряжении - издание 1912 г.) и только частично переизданные в составе сборника «Живой Толстой» Николаем Арденсом (Апостоловым) уже в 1928 году. Задействуем, конечно, и ЛУЧШИЕ биографии Толстого авторства лично знавших его современников, друзей и единомышленников во Христе - Николая Николаевича Гусева и Павла Ивановича Бирюкова.

П.И. Бирюков - чрезвычайно скрупулёзный, но при этом и несколько неряшливый в работе с источниками биограф. Глава о суде над Шабуниным и его казни - одна из тех, которым всё-таки можно доверять: над сбором материала для неё и правкой чернового варианта очень немало потрудился сам Л.Н. Толстой.

За судебными материалами по делу Шабунина Толстой обратился к давнему своему и доброму, отзывчивому другу Николаю Васильевичу Давыдову (1848 - 1920), в то время прокурору Московского окружного суда. В ответ Н. В.  Давыдов  прислал  материалы  о  процессах  в  военных  судах по делам, кончающимся смертными  приговорами,  и о приведении в  исполнение смертных  приговоров.  Сведения были кропотливо и любовно собраны Давыдовым от знакомых адвокатов, от члена военно-окружного суда и от чиновника окружного суда, присутствовавшего при смертной казни. Оценив по достоинству труды старого тульского приятеля, Лев Николаевич отписал Давыдову 3 мая 1908 г. благодарность с такими словами:

«Очень,  очень  благодарен  вам,  милый  Николай  Васильевич, за  полученные  мною  нынче  через  П.  И.  Бирюкова  две  записки о смертной  казни.  <…>

Я  пишу  теперь  для  моего  друга  Бирюкова,  составляющего мою  биографию,  воспоминания  о  моей  защите  в  военном  суде солдата,  ударившего  офицера  и  за  это  приговоренного  к  расстрелянию.  Это  было  так  давно,  более  40  лет  тому  назад,  что я мог что-нибудь забыть  и  описать дело не так, как оно происходило.  Я  просил  Бирюкова  побывать  у  вас  и,  рассказав,  как  у меня описано,  спросить,  нет ли в моём  описании  неверностей.

Простите,  что  утруждаю  вас.  Очень  вам  благодарен.  И  как бы  желал  суметь,  благодаря  вашей  помощи,  хоть  в  сотой  доле выразить  и  вызвать  в  людях  ужас  и  негодование, которые я испытывал,  читая  вашу записку.

До  свиданья,  дружески  жму  руку.

Лев  Толстой» (78, 130).

А 10 мая того же 1908 года Толстой обращался с запросом к М. М. Стасюлевичу - и так же получил от него необходимые сведения о покойном его брате, Александре Матвеевиче, участнике трагических событий 1866-го… (см.: Там же. С. 139 - 140).

Другой великий биограф Толстого, Н. Н. Гусев, в то время личный секретарь Льва Николаевича, вспоминает, как 1 мая 1908 г. Толстой диктовал ему свои, тогда ещё черновые, «Воспоминания о суде над солдатом»:

«Три раза плакал Лев Николаевич во время диктования: первый раз при упоминании о том, что общение с офицером Стасюлевичем, принимавшем участие в этом суде, «было приятно и вызывало смешанное чувство сострадания и уважения»; второй раз после слов: «Я прочёл свою слабую, жалкую речь, которую мне - не скажу странно, но просто стыдно читать теперь. Я тут ссылаюсь на законы, статьи такие-то, такого-то тома, когда речь идёт о жизни и смерти человека»; и третий раз после слов: «Да, не бойтесь тех, кто губит тело, а тех, кто губит тело и душу. И душу эту убили и убивают всё больше и больше» (Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. - М., 1973. - С. 148).

Это чистое, искреннее, евангельски-христианское чувство Льва Николаевича и его страстные убеждения в пользу непротивления Христа, против всякого, тем более системно организованного, насилия или принуждения человека человеком, следует иметь в виду при работе как с его «Воспоминаниями о суде над солдатом», так и с изложениями этих воспоминаний в трудах лучших его биографов и единомышленников во Христе - П. И. Бирюкова и Н. Н. Гусева.

О воспоминаниях Н. П. Овсянникова как источнике тоже стоит сказать особо. Николай Петрович Овсянников (1848 - ?), помещик Венёвского  уезда Тульской губ., познакомился с Толстым 13 апреля 1889 года,  когда навестил Льва Николаевича в его московской усадьбе в Хамовниках, дабы переговорить по  поводу  печатания уже написанных им воспоминаний  о  суде  над рядовым  Василием Шабуниным. Известны и два письма Николая Петровича Толстому  от  3  и  15  апреля  1889  г., в которых  Овсянников просил  разрешить напечатать  свои  воспоминания  о  суде  над  Шабуниным  и  подтвердить правильность  рассказа. Толстой ответил ему 16 апреля следующим кратким письмом:

«Очень  сожалею,  что  никак  не  могу исполнить  вашего желания;  как  я  вам  говорил <при личной встрече 13-го апреля. - Р. А.>,  я  всю  свою  жизнь  по  отношению к писаниям обо мне, к переводам,  извлечениям  и т. п. поступал всегда  одинаково:  ничего  не  запрещал  и  не  разрешал.  Иначе я  никак  не  могу  поступить  и  по  отношению  к  вашей  статье. Пожалуйста,  не  сердитесь  на  меня  за  это.  Право,  мне невозможно  иначе.

Ваш  Л.  Толстой» (64, 247).

Итак, Толстой ничего не разрешал и не запрещал Овсянникову, не подтверждал и не опровергал ничего в его сочинении и позднее… Это важно помнить, потому что воспоминания содержат характерные для многих мемуаристов вольности. Наивный отставной вояка передаёт диалоги персонажей своих мемуаров в виде прямой речи, сообщает нам о МЫСЛЯХ, ЧУВСТВАХ И НАСТРОЕНИЯХ Льва Толстого, Николая Шабунина и ряда других лиц - то есть, вероятно, прибегает в ряде мест к явному сочинительству, претендующему к тому же на красоты стиля и слога. Как следует из предисловия к брошюре, сам Л. Н. Толстой, ознакомившись весной 1889 года с её рукописью, помог автору с рядом запамятованных им подробностей и фактов, но наотрез отказался подтверждать или опровергать соответствие догадок и домыслов Овсянникова давно и им самим запамятованным фактическим мыслям и настроениям более чем 20-тилетней давности.  Делая здесь и в дальнейшем тексте оговорки о необходимости ОСТОРОЖНОГО исследовательского отношения к книжке Овсянникова, мы всё же будем приводить цитаты и факты из неё - хотя бы для того, чтобы познакомить массового читателя с давно забытым малодостоверным в ряде своих страниц, но правдивым в основной фабуле и увлекательным сочинением.

А. Смирнова называет своим «вдохновителем» только П. Басинского - очевидно, по извечному сволочному принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Книжки Басинского о Толстом вышли давно, и уже не пользуются первоначальным покупательским спросом: одни читатели прозрели и разочаровались, другие - прочли бесплатно в интернете… а третьи, кто поумней, вовсе не собираются тратить время на этот увлекательный, но и лукаво-лживый, неуважительный к читателю ширпотреб. Вот Дунька и старается… На самом же деле, с высоким вероятием можем утверждать, что брошюра Н. Овсянникова (имеющаяся и в Москве в РГБ, и в библиотеке Ясной Поляны) так же послужила СКРЫТЫМ, подленько неоговорённым источником и для П. Басинского, и для А. Смирновой - в особенности для последней, так как Овсянников своими образными описаниями, яркими внутренними монологами и диалогами описываемых им персоналий, равно и лирическими отступлениями будто подготовляет сценарий для книги или драматического театрального действа (кинофильмов в ту пору ещё не было - но можно сказать и: «для кинофильма» режиссёров будущего).

КОНЕЦ ПРОЛОГА

=========================

Василий Шабунин, фальсификация, Ясная Поляна, кинофильм, История Одного Назначения, 1866 год, Павел Басинский, спасти рядового, Л. Н. Толстой, Шибунин, Авдотья Смирнова, Лев Николаевич Толстой, судебная речь, смертная казнь

Previous post Next post
Up