Моя новая книга, закончена СЕГОДНЯ, 18 августа 2018 г.
Скачать полный текст (файл PDF):
https://cloud.mail.ru/public/7Di5/yCynyZMcn Читать на сайте «Проза.Ру»
http://www.proza.ru/2018/08/18/457 СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:
Предваряющее слово, или Пролог
Глава 1.
ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ:
Лев Толстой, Суды и Право.
Глава 2.
КАК ВСЕ ВЛЯПАЛИСЬ В ЭТО
Глава 3.
КАК В ЭТО ВЛЯПАЛИ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Интерлюдия
О ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДАХ
Глава 4.
ЮНОША И АВОСЬ
Глава 5.
ВАШЕ ВРЕМЯ И ЦАРСТВО ТЬМЫ
Глава 6.
ЖИЗНЬ ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ
Глава 7.
ЯСЕНКОВСКАЯ ГОЛГОФА
Эпилог Первый.
ЖИВЕЕ МНОГИХ ЖИВУЩИХ
Эпилог Второй
ТАНЕЦ САМОДВИЖУЩИХСЯ МЕРТВЕЦОВ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ПРЕДВАРЯЮЩЕЕ СЛОВО
(или Пролог)
Казнь в августе 1866 г. солдата, которого пытался защитить на суде Лев Николаевич Толстой - давно не актуальная и не благодарная для исследователей тема: все возможные материалы, все источники проанализированы, опубликованы и откомментированы ещё в прошлом столетии, до рождения на свет нас, современных молодых толстоведов. ЧтО, казалось бы, нового можно сказать после трудов хотя бы одного Николая Николаевича Гусева? Что он затруднился установить - как точная дата рождения или отчество солдата Шабунина *) - то уже вряд ли и будет точно установлено.
____________
*) Кстати, и фамилия злосчастного солдата «подгуляла» в литературе: с лёгкой руки самого Льва Николаевича, а также его знакомого, автора воспоминаний о казни Шабунина, Н.П. Овсянникова некоторые авторы, начиная с его биографа «Поши» (Павла Ивановича) Бирюкова, именовали его ШИБУНИН. Мы используем вариант, считающийся на сегодняшний день более достоверным.
_______
Нет, мы не приготовили к публикованию новых, совершенно не известных СПЕЦИАЛИСТАМ фактов - иначе предлагали бы свою публикацию отнюдь не массовой аудитории интернета… Написание нижеследующего очерка напрямую вызвано двумя событиями в околонаучных сферах. Одно из них - тиражирование огромным числом копий глянцевой книжки современного поп-«исследователя» Паши (Павла Валерьича) Басинского, посвящённой сомнительной деятельности в России и не только не христианскому, но и недоброму, истинно антихристову отношению к Л. Н. Толстому одного из его современников - «святого» кронштадтского попа Иоанна Сергеева. Разумеется, П. Басинский, как человек в России публичный, второсортный, но разрекламированный и оттого дешёвенько популярный писатель и остроумный литературный критик, предсказуемо занял в своём глянцево-целлофанированном продукте единственно допустимую в современной, тяжко православнутой, путинской России позицию: величания «святого» Иоанна и стультифицирования («свободный человек»), откровенной инфантилизации («вечный ребёнок») в глазах СВОЕГО читателя (т.е. как раз инфантильного, не очень умного городского мелкобуржуазного интеллектуального сноба) главной своей «жертвы» - давно безответного Льва Николаевича Толстого. Две известные нам аудиокниги (с голосами разных чтецов), изготовленные по данной книжке Басинского, только увеличили популярность и доходец автора… и популярность солдата Шабунина, ставшего «персонажем» одной из глав книги - с броским поп-заголовком «Спасти рядового Шабунина». Так об этом эпизоде биографии Толстого узнали - к несчастью, через Пашу, а не Пошу и Льва! - и те, кто прежде не знал о нём совершенно ничего.
В числе этих магелланов глянцевого «толстоведения» пару лет тому назад оказалось ещё одно не случайное, как нам видится, лицо - некто «Дуня» (Авдотья Андреевна) Смирнова, жена главного путинского «нанотехнолога», афериста и члена ОПГ «Путинская Единая Россия» - А. Б. Чубайса. Дунька уже стара: в 2019 году ей «стукнет» 50 лет. Видимо, к грядущему юбилею, с прямой поддержкой афериста в толстоведении Паши Басинского и всей подпутинской казённой кодлы (сотрудников как ГМТ в Москве, так в особенности музея-усадьбы в Ясной Поляне), Дунька-режиссёр завершила в нынешнем 2018 году и готовит к выходу накануне другого юбилея - 190-летия Л. Н. Толстого - собственный киноглянец, благодаря массированной рекламе уже «обречённый» на шумный, хоть и недолгий, успех. Это ФАНТАЗИЯ на тему фантазий Паши Басинского по поводу событий 1866 года - с рядом вполне осязаемых, хотя и не правдивых, идеологических установок. Главное, оно же и единственное, достоинство фильма - заострённость, сделанная режиссёром, на ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТУАЛЬНОСТИ тех давних событий - для нашего века и нас, сегодняшних…
Увы! от супруги А. Чубайса, от «своего» человека среди членов преступной группировки Путинская Россия, не стоит и невозможно ожидать ни понимания, ни тем паче адекватной репрезентации на экране ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО значения тех событий в глазах самого Льва Николаевича Толстого, старца, вспоминающего молодые годы по просьбе биографа, ученика и друга - так же актуального в той степени, в какой лжехристианский мир продолжает отбрыкиваться от Христа и его учения, спасённого и проповеданного миру Л. Н. Толстым. С Дуньки - золотой ручки, чубайсовой подстилки, и взять нечего… окромя искусствоведческого анализа. Что же касается её вдохновителя, П.В. Басинского - эта тварь с юных лет жила НАВЫВОРОТ по сравнению с судьбой, выстраиваемой себе Л.Н. Толстым. Только один, показательный факт: Толстой бОльшую и лучшую часть жизни прожил среди народа и в сельской местности, в провинции. Москву он терпел - из-за семьи - но вряд ли когда-то любил… как и все большие города. А Паша Басинский, родившись тоже среди народа - в степных и казачьих краях Волгоградской области (Фроловский район), на том самом юге, куда так тянуло Толстого практически до старости - только кончив школу, СЛИНЯЛ В МОСКВУ… и вряд ли даже в старческие годы воротится в родные края - хотя бы умереть… скорее, сука хитрая, продаст свою московскую квартирку, да подселится «на лоно природы», к нам в Ясную Поляну, в роскошный «писательский» коттеджик…
В своих поп-поделках, книжках «про Толстого» Басинский работает на ОЧЕРНЕНИЕ духовного образа Л.Н. Толстого в сознании читателей - в первую очередь, российской молодёжи. Авдотья Смирнова сделалась его союзницей в этой важной для буржуазно-православной путинской России идеологической работе. Разумеется, всё это проводится под вывеской «борьбы с мифами», при которой «развенчиваются» не только давно развенчанные и не актуальные в научной литературе мифы, но и правда - и тут же подменяются новыми мифами: например, о 30-тилетней «семейной идиллии» Л.Н. и С.А. Толстых, нарушенной якобы только в последние два десятилетия жизни Льва Николаевича - его христианским радикализмом.
К мифическому следует отнести, для примера, и «борьбу влияний» отца (вымышленного персонажа) и Л.Н. Толстого, оказываемую в новом фильме А. Смирновой на юного Гришу Колокольцева… Здесь Басинский, консультант и сценарист фильма - во всей своей поганой «красе». Колокольцев, каким он предстаёт в фильме, РАЗОЧАРОВАННЫЙ в Толстом - это как раз образ идеальной жертвы идеологической “обработки” двух дряней и сук - Басинского с его бестселлерами и А. Смирновой с её киноподелкой на денежки Чубайса.
Для таких, как Басинский, милы и идеологически выгодны как раз «разочарованные» -- слабые люди, поддавшиеся мирским соблазнам и отошедшие от исповедания «трудной» веры или попросту поступившиеся собственными духовной независимостью и порядочностью. Он даже младшего сына Л.Н. Толстого, Ваничку, считает «жертвой» вероисповедания отца, который-де просто не успел вырасти, чтобы спорить с ним, сотпротивляться христианской истине…
Между тем, уж коль внимание массового читателя и зрителя столь недостойно, но таки привлечено к событиям осуждения и казни Шабунина - ряд корректив в выстраиваемую П. Басинским и А. Смирновой в массовом сознании картину - просто необходимо внести… взглянуть туда, в далёкий 1866-й, ГЛАЗАМИ СТАРЦА ЛЬВА 1900-х… ИСПОВЕДНИКА И ПРОПОВЕДНИКА, СТРАСТОТЕРПЦА ХРИСТОВА, не признанного толпой лжехристианского мира за то, что не «царям земным», а ей, толпе, напомнил о Христе - и её в лукавстве уличил.
Вот на этом-то взгляде - не Басинского и не Авдотьи Смирновой, но самого Толстого и некоторых его современников - нам и хотелось бы задержать внимание тех читателей, которые, по неосторожности наивного невежества и обеспеченного регулярными доходами потребительского любопытства, уже «вляпались» (или рискуют) в чтение увлекательных целлофанированных поделок Басинского и, вероятно, не пропустят грядущей премьеры фильма Дотти Чубайс (она же А. Смирнова).
«Путеводителями» в воссоздании драматических подробностей нам послужат, во-первых, материалы 37 тома Полного (юбилейного) собрания сочинений Л. Н. Толстого: его воспоминания о суде над солдатом и его защитительная речь на суде. Во-вторых, воспоминания о событиях весны-лета 1866 г. Николая Петровича Овсянникова, служившего в то время юнкером, опубликованные толстовским «Посредником» (в нашем распоряжении - издание 1912 г.) и только частично переизданные в составе сборника «Живой Толстой» Николаем Арденсом (Апостоловым) уже в 1928 году. Задействуем, конечно, и ЛУЧШИЕ биографии Толстого авторства лично знавших его современников, друзей и единомышленников во Христе - Николая Николаевича Гусева и Павла Ивановича Бирюкова.
П.И. Бирюков - чрезвычайно скрупулёзный, но при этом и несколько неряшливый в работе с источниками биограф. Глава о суде над Шабуниным и его казни - одна из тех, которым всё-таки можно доверять: над сбором материала для неё и правкой чернового варианта очень немало потрудился сам Л.Н. Толстой.
За судебными материалами по делу Шабунина Толстой обратился к давнему своему и доброму, отзывчивому другу Николаю Васильевичу Давыдову (1848 - 1920), в то время прокурору Московского окружного суда. В ответ Н. В. Давыдов прислал материалы о процессах в военных судах по делам, кончающимся смертными приговорами, и о приведении в исполнение смертных приговоров. Сведения были кропотливо и любовно собраны Давыдовым от знакомых адвокатов, от члена военно-окружного суда и от чиновника окружного суда, присутствовавшего при смертной казни. Оценив по достоинству труды старого тульского приятеля, Лев Николаевич отписал Давыдову 3 мая 1908 г. благодарность с такими словами:
«Очень, очень благодарен вам, милый Николай Васильевич, за полученные мною нынче через П. И. Бирюкова две записки о смертной казни. <…>
Я пишу теперь для моего друга Бирюкова, составляющего мою биографию, воспоминания о моей защите в военном суде солдата, ударившего офицера и за это приговоренного к расстрелянию. Это было так давно, более 40 лет тому назад, что я мог что-нибудь забыть и описать дело не так, как оно происходило. Я просил Бирюкова побывать у вас и, рассказав, как у меня описано, спросить, нет ли в моём описании неверностей.
Простите, что утруждаю вас. Очень вам благодарен. И как бы желал суметь, благодаря вашей помощи, хоть в сотой доле выразить и вызвать в людях ужас и негодование, которые я испытывал, читая вашу записку.
До свиданья, дружески жму руку.
Лев Толстой» (78, 130).
А 10 мая того же 1908 года Толстой обращался с запросом к М. М. Стасюлевичу - и так же получил от него необходимые сведения о покойном его брате, Александре Матвеевиче, участнике трагических событий 1866-го… (см.: Там же. С. 139 - 140).
Другой великий биограф Толстого, Н. Н. Гусев, в то время личный секретарь Льва Николаевича, вспоминает, как 1 мая 1908 г. Толстой диктовал ему свои, тогда ещё черновые, «Воспоминания о суде над солдатом»:
«Три раза плакал Лев Николаевич во время диктования: первый раз при упоминании о том, что общение с офицером Стасюлевичем, принимавшем участие в этом суде, «было приятно и вызывало смешанное чувство сострадания и уважения»; второй раз после слов: «Я прочёл свою слабую, жалкую речь, которую мне - не скажу странно, но просто стыдно читать теперь. Я тут ссылаюсь на законы, статьи такие-то, такого-то тома, когда речь идёт о жизни и смерти человека»; и третий раз после слов: «Да, не бойтесь тех, кто губит тело, а тех, кто губит тело и душу. И душу эту убили и убивают всё больше и больше» (Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. - М., 1973. - С. 148).
Это чистое, искреннее, евангельски-христианское чувство Льва Николаевича и его страстные убеждения в пользу непротивления Христа, против всякого, тем более системно организованного, насилия или принуждения человека человеком, следует иметь в виду при работе как с его «Воспоминаниями о суде над солдатом», так и с изложениями этих воспоминаний в трудах лучших его биографов и единомышленников во Христе - П. И. Бирюкова и Н. Н. Гусева.
О воспоминаниях Н. П. Овсянникова как источнике тоже стоит сказать особо. Николай Петрович Овсянников (1848 - ?), помещик Венёвского уезда Тульской губ., познакомился с Толстым 13 апреля 1889 года, когда навестил Льва Николаевича в его московской усадьбе в Хамовниках, дабы переговорить по поводу печатания уже написанных им воспоминаний о суде над рядовым Василием Шабуниным. Известны и два письма Николая Петровича Толстому от 3 и 15 апреля 1889 г., в которых Овсянников просил разрешить напечатать свои воспоминания о суде над Шабуниным и подтвердить правильность рассказа. Толстой ответил ему 16 апреля следующим кратким письмом:
«Очень сожалею, что никак не могу исполнить вашего желания; как я вам говорил <при личной встрече 13-го апреля. - Р. А.>, я всю свою жизнь по отношению к писаниям обо мне, к переводам, извлечениям и т. п. поступал всегда одинаково: ничего не запрещал и не разрешал. Иначе я никак не могу поступить и по отношению к вашей статье. Пожалуйста, не сердитесь на меня за это. Право, мне невозможно иначе.
Ваш Л. Толстой» (64, 247).
Итак, Толстой ничего не разрешал и не запрещал Овсянникову, не подтверждал и не опровергал ничего в его сочинении и позднее… Это важно помнить, потому что воспоминания содержат характерные для многих мемуаристов вольности. Наивный отставной вояка передаёт диалоги персонажей своих мемуаров в виде прямой речи, сообщает нам о МЫСЛЯХ, ЧУВСТВАХ И НАСТРОЕНИЯХ Льва Толстого, Николая Шабунина и ряда других лиц - то есть, вероятно, прибегает в ряде мест к явному сочинительству, претендующему к тому же на красоты стиля и слога. Как следует из предисловия к брошюре, сам Л. Н. Толстой, ознакомившись весной 1889 года с её рукописью, помог автору с рядом запамятованных им подробностей и фактов, но наотрез отказался подтверждать или опровергать соответствие догадок и домыслов Овсянникова давно и им самим запамятованным фактическим мыслям и настроениям более чем 20-тилетней давности. Делая здесь и в дальнейшем тексте оговорки о необходимости ОСТОРОЖНОГО исследовательского отношения к книжке Овсянникова, мы всё же будем приводить цитаты и факты из неё - хотя бы для того, чтобы познакомить массового читателя с давно забытым малодостоверным в ряде своих страниц, но правдивым в основной фабуле и увлекательным сочинением.
А. Смирнова называет своим «вдохновителем» только П. Басинского - очевидно, по извечному сволочному принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Книжки Басинского о Толстом вышли давно, и уже не пользуются первоначальным покупательским спросом: одни читатели прозрели и разочаровались, другие - прочли бесплатно в интернете… а третьи, кто поумней, вовсе не собираются тратить время на этот увлекательный, но и лукаво-лживый, неуважительный к читателю ширпотреб. Вот Дунька и старается… На самом же деле, с высоким вероятием можем утверждать, что брошюра Н. Овсянникова (имеющаяся и в Москве в РГБ, и в библиотеке Ясной Поляны) так же послужила СКРЫТЫМ, подленько неоговорённым источником и для П. Басинского, и для А. Смирновой - в особенности для последней, так как Овсянников своими образными описаниями, яркими внутренними монологами и диалогами описываемых им персоналий, равно и лирическими отступлениями будто подготовляет сценарий для книги или драматического театрального действа (кинофильмов в ту пору ещё не было - но можно сказать и: «для кинофильма» режиссёров будущего).
КОНЕЦ ПРОЛОГА
=========================