Oct 27, 2012 06:16
Одна из древнейших философских идей человечества: прошлое и будущее как иллюзии, которыми вредно увлекаться...
(Все неподписанные суждения принадлежат самому Л.Н. Толстому).
27-ое Октября (Жизнь только в настоящем).
1.
Каждый из нас всякую минуту может умереть, и потому нельзя откладывать своего дела жизни: служения Богу и людям сейчас, всякую минуту своей жизни. Служение же Богу и людям - в увеличении любви к себе и в других, и это дело мы можем делать всегда во всяком положении.
2.
Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или неизвестно, будет ли.
Марк Аврелий.
3.
Мы думаем о будущем, устраиваем его, а будущее совсем не важно, потому что важно одно: делать дело любви. А дело это можно делать только сейчас и во всяком положении, а потому совсем всё равно, какое будет будущее и даже, будет ли оно. Важно только сейчас, в настоящем, делать то, что должно.
4.
Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его. Будущее же всё неизвестно и не может быть открыто. Что же остаётся человеку?
Одно настоящее, -- то, что он несомненно знает и чувствует своим.
5.
Каждый человеческий поступок тем почётнее, лучше и великолепнее, чем отдалённее его последствия.
Поступок же, совершённый без всяких соображений о каких бы то ни было последствиях, в виду только исполнения воли Бога, есть наилучший поступок, который может быть совершён человеком.
6.
Жизнь Христа особенно важна, как образец невозможности для человека видеть плоды своих трудов. Моисей мог войти с своим народом в обетованную землю, но Христос никак не мог видеть плодов своего учения, если бы он жил до сих пор. А мы хотим делать дело Божие, а награду получать людскую.
7.
Верить в будущую жизнь нельзя; можно верить только в жизнь настоящую, т.е. верить в то, что жизнь настоящего не уничтожима.
8.
Ты, всякую минуту могущий умереть, подписываешь смертный приговор, объявляешь войну, идёшь на войну, судишь, мучаешь, обираешь рабочих, роскошествуешь среди нищих и научаешь слабых и верящих тебе людей тому, что это так и должно быть, и что в этом обязанность людей, рискуя тем, что в тот самый момент, как ты сделал это, залетит в тебя бактерия или пуля, и ты захрипишь и умрёшь, и навеки лишишься возможности исправить, изменить то зло, которое ты сделал другим и - главное - себе, погубив задаром один раз в целой вечности данную тебе жизнь, не сделав в ней то одно, что ты несомненно должен был сделать. Жизнь твоя вся в одном настоящем, а им-то ты и пренебрегаешь во имя каких-то соображений о прошедшем и будущем. Какое безумие!
9.
Если бы я не был отделён, для меня не было бы ни пространства, ни времени, как их нет для Бога. Но как только я - не всё, то я могу понимать себя и другие существа только через пространство и время. Но это не показывает того, что я должен жизнь свою полагать в условиях пространства и времени. Во мне есть живущее вне пространства и времени моё духовное я, проявляющееся в настоящем. И в нём-то я и полагаю свою жизнь.
10.
Люди говорят: «Планета будет так же вращаться и тогда, когда она будет лишённым воздуха и воды шаром, с которого исчез человек так же, как и звери и растения», и им кажется, что такие соображения очевиднее всего показывают ничтожество человека; а между тем ничто так очевидно не показывает его величия. Ведь одно из двух: или это рассуждение есть рассуждение червяка, не могущего иначе думать, как в формах пространства и времени, и тогда всё это рассуждение - вздор, или то, что то, что рассуждает об уничтожении мира, есть нечто существующее вне пространства и времени, и потому не может уничтожиться.
*****
Жизнь,
самосовершенствование,
На каждый день,
Толстой,
религия,
христианство,
Настоящее,
нравственность