ОКОЛОНАУЧНАЯ БРЕХНЯ В «ЯСНОПОЛЯНСКОМ СБОРНИКЕ» 2014 г.: Ж. Абенсур о «манихействе» Л.Н. Толстого

Aug 01, 2015 20:30

   
Ниже привожу пример того, как Развесистая Клюква бездоказательной болтовни проникает в текст научных работ

Это -- отрывок из НАУЧНОЙ статьи Ж. Абенсура «Естественная религия. От Жан-Жака Руссо до Льва Толстого».
Опубликовано: ЯСНОПОЛЯНСКИЙ СБОРНИК: 2014. Ясная Поляна, 2014. Ч. 1. С. 194.

ТЕКСТ:

«Для Руссо зло - результат нетерпимости и фанатизма. Для Толстого зло имеет более конкретное лицо. В детстве он страдал, видя, как высекли бедного мальчика. В молодости он испытал ужас при виде кошмаров обороны Севастополя. <...> В Севастополе насилие над солдатами - вчерашними крестьянами - кажется ему невыносимым. Ему становится очевидно, что мир разделяется на две враждебные силы, на землевладельцев и крестьян. У Толстого возникает манихейская концепция, согласно которой между добром и злом идёт вечная борьба и каждое ищет первенства. Отсюда вытекает идея о непротивлении добра злу. Все помнят слова Христа: "Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую..." (Матф., V, 39). Избегая буквального понимания этих слов, Толстой призывает людей, которые выбрали путь добра, бороться против учреждений, созданных, по его мнению, для того, чтобы увековечить зло на земле, а не наоборот. Неизбежно Толстой приходит к анархизму: он считает, что нужно запретить частную собственность. Глубокое противоречие между верой и жизнью приведёт его к окончательному уходу из дома, то есть из общества, в октябре 1910 г.».

======================
НАШ КОММЕНТАРИЙ:

Весьма характерная для околонаучной Развесистой Клюквы картина: автор громоздит целую Хеопсову пирамиду утверждений и выводов... не приводя в подкрепление их НИ ОДНОЙ цитаты или ссылки (кроме Евангелия от Матфея).

Зато - вполне узнаваема испробованная ещё при жизни Льва Николаевича лукавая "методика". Ж. Абенсур характеризует Льва Николаевича примерно так, как, скажем, психиатр характеризует своего пациента, повествуя, как и на чём тот «свихнулся»: детская психологическая травма, впечатления войны... Будто личным психоаналитиком Толстого всю жизнь прослужил и каждый день его наблюдал...

Главное же - автору ОЧЕНЬ не хочется как-либо обосновать ВОТ ЭТО:

1. Из ЧЕГО, каких текстов Л.Н. Толстого, каких ИСТОЧНИКОВ и какого периода следует, что Л.Н. Толстой, под влиянием психических травм детства и молодости, впал, ни много ни мало, в древнюю ересь манихейства?
В частности, ИЗ ЧЕГО можно заключить, что Толстой видел в крестьянах и землевладельцах две некие антагонистические "враждебные силы"? Когда это было? Где это отразилось: в художественных писаниях Толстого, статьях, письмах, Дневнике? ГДЕ?

2. Отчего автор полагает, что проповеданное Львом Николаевичем ХРИСТИАНСКОЕ (а не манихейское) учение о неупотреблении насилия в сопротивлении злому (иначе, и неудачно, это именуется "непротивлением злу насилием") вытекает именно из манихейства?

Не древней ли непротивление Христа манихейства?

И не проистекает ли оно, напротив, из ОТКАЗА от жизнепонимания, совместимого с манихейской концепцией мира: признающего безусловное Добро и безусловное Зло (Свет и Тьму) в антагонистическом противостоянии?

3. Из чего Ж. Абенсур выводит, что Л.Н. Толстой, дескать, «избегает буквального понимания» евангельского научения о ненасилии, подставлении щеки, отдавании рубахи и пр.? Почему автору хочется «доказать», что Толстой ложно переносит смысл этих слов исключительно на некую «борьбу с учреждениями» (т.е. государством, войском, церковью, частной собственностью и пр.)?

Как раз напротив, это церковные ЛЖЕхристиане по сей день переворачивают смысл этих слов. Например, трактуя их так: «Подставь щёку, но не дай ударить», и даже: «Врежь первым!».

Толстой же настаивает именно на ИНДИВИДУАЛЬНОМ соблюдении этой евангельской заповеди каждым человеком, пришедшим к христианскому пониманию жизни. Просто он - НЕ превращает человека-христианина в объект абстрактного кабинетного умозрительного эксперимента, НЕ вырывает его из общества, из среды взаимных влияний личности на окружение и окружения на личность.

И потому Толстой справедливо признаёт, что в сообществе людей, пришедших к христианскому пониманию жизни, учреждения, с христианством несовместимые - мирно уничтожатся.

Пока же этого не совершилось, и христианское сознание ещё не стало общей реальностью, дело передовых людей - влиять на общественное мнение мирной проповедью и личным примером. Безо всякой борьбы с мнимыми олицетворениями зла, будь то «злодеи» или учреждения.

Ибо из индивидуальных воль соблюдающих учение Христа людей, его истинной Церкви, проистекает и некое общее состояние всего сообщества, всей Церкви (в истинном, а не теперешнем, значении этого слова!). Общественное мнение, в силу которого верил Толстой, будет всё более и более охристианиваться и влиять на колеблющихся на пути к Христу.

ОСУЖДЕНИЕ же НЕПРАВД, связанных с существованием некоторых общественных учреждений НЕ РАВНОЗНАЧНО манихейскому призыву к борьбе с этими учреждениями как олицетворением зла.

Ни о какой «борьбе» с самими учреждениями (за их насильственное уничтожение, запрет частной собственности и под.) у Толстого НИГДЕ нет и речи. Речь о ПРЕОДОЛЕНИИ ТОГО, ЧТО ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ПРАВДОЙ, т.е. несовершенство и ложность чего уже проявились для людей той или иной эпохи. «Зло» или «злое» здесь - условно-этические, апеллирующие к положительному, имеющему Божественную санкцию, нравственному идеалу, т.е. к логосу, а не характеристики безусловно-метафизические, апеллирующие к мифу. Христос (его учение и пример его земной жизни) - суть Божественный Логос в отношении мифотворчества манихейской ереси.

4. Каким образом у Ж. Абенсура получается, что запрет (именно ЗАПРЕТ!) частной собственности характеризует Толстого как анархиста?

Толстой не призывал «запретить» частную собственность, об этом мы уже сказали.

Но интересно другое: «запрет» - всегда проявление чьей-то воли, имеющий характеристику ЗАСТАВЛЕНИЯ, подчинения этой воли... кого?

Вот ТУТ - не договорил Ж. Абенсур.

Если это САМОЗАСТАВЛЕНИЕ, то есть добровольный отказ человека с сознанием, пробудившимся к христианскому пониманию жизни, от оправдания частной земельной собственности и от пользования ею - что же в этом именно еретически-манихейского, а не христианского?

Ведь (ещё раз скажем) для христианина нет ни абсолютных лжи и зла, ни высшего, на все времена, идеала блага. Идеал, по Толстому, может ПОДВИГАТЬСЯ вместе с эволюцией религиозного жизнепонимания. Пройденные же в этом эволюционном пути этапы - суть не победа над чистым Злом во имя чистого же Добра, а только - обличение и преодоление того, что перестало быть высшим идеалом. Здесь свои влияния оказывают и глубже, чем ранее, понятые древние откровения Божественной мудрости, и изменения в научной картине мира, умножение знаний людей о мироздании.

Если же «запрещение» есть здесь ЗАСТАВЛЕНИЕ ДРУГИХ, то есть то, что характеризует насильническую (государственную) власть - то как это соотносится с анархическим, отрицающим насилие государства, мировоззрением?

И, кстати, КАК соотносится с якобы безусловно-анархическим мировосприятием Льва Николаевича его многолетняя ПРОПАГАНДА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ тружеников, устроенной по системе американского экономиста Генри Джорджа? Ведь для осуществления проекта Джорджа необходимы институты и земельной собственности, и государства...

5. И, наконец, чистейшей Развесистой Клюквой является утверждение Ж. Абенсура, что именно еретически-манихейское - якобы - сознание Толстого привело его к непримиримому конфликту с - якобы - НЕманихейским (христианским?) социальным окружением, включая семью, и к "уходу из общества".

Первое.
Не ученикам ли Христа (а не Мани) адресованы были евангельские слова о том, что с христианином могут враждовать даже его домашние, и что в своём отечестве пророка не принимают?

Христианство непредставимо без братства равных единоверцев, без Церкви. И если человек уходит из враждующей с его взглядами семьи, но не порывает отношений с единоверцами, сёстрами и братьями во Христе, - разве уходит он при этом из общества?

И второе.
НИ ПО КАКИМ ИСТОЧНИКАМ мы не можем заключать, что Толстой, покинувший Ясную Поляну осенней ночью 1910 г., НАВСЕГДА УХОДИЛ ИЗ ДОМА И ИЗ ОБЩЕСТВА. Зато есть свидетельства, что Лев Николаевич хотел поселиться в деревне, в крестьянской избе. Тут известны два адреса: д. Шамордино близ одноименного монастыря (по сведениям Д.П. Маковицкого) и д. Боровкого в Тульской губ., где жил близкий единомышленник и многолетний друг Толстого, Михаил Новиков (по сведениям самого Новикова и ряда других источников). Есть и свидетельство (в воспоминаниях детей Толстого Сергея и Александры), что Толстой рассматривал вариант выезда из России в Болгарию, к тамошним единомышленникам во Христе. Ни тот, ни другой вариант нельзя рассматривать как бегство Толстого из общества, ибо в таком случае надо не считать членами общества ни крестьян указанных деревень, ни христиан отличного от церковного "православия" мировоззрения.

*****
Итак, мы разобрали по кирпичикам пирамидку Ж. Абенсура.
Или лучше сказать: КУЧКУ? Дурно пованивающую посреди НАУЧНОЙ (в целом) работы...

Автор не снизойдёт, разумеется, ответить на наши вопросы.
Ибо - НЕ СМОЖЕТ.
Потому что брехать - не мешки ворочать...

Ну, вот НЕ ЛЮБИТ он Толстого вполне обычной интеллигентской нелюбовью! И уж ОЧЕНБ ХОТЦА ему что-то такое, внешне учёномудрое и логичное, в текст своей статейки всунуть - потоптаться на давно безответном Льве, пнуть, опачкать... попутно, по ходу устроения своей научной карьерки... Если исподтишка - глядишь, никто не схватит за руку, не обличит. Проглотят. Схавает пипл...

Автор - вероятно, адепт одной из официальных церквей, - задался целью проследить эволюцию пресловутой «естественной религии, порождения эпохи Просвещения - «от Руссо до Толстого». Но в его тенденциозном осмыслении эта «эволюция» приобретает характер ДЕГРАДАЦИИ, имеющей апофеозом «скатыванье» к ереси манихейства - ни много ни мало, Льва Толстого!

А было ли «скатыванье»? Следует ли, иначе говоря, ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ позиции Ж.-Ж. Руссо и Льва Толстого в отношении зла? Ж. Абенсур заключает, что для Руссо зло есть «результат нетерпимости и фанатизма». А для Толстого?

А для Толстого нетерпимость и фанатизм, в свою очередь, детерминированы попытками человека удержаться в уже преодолённом передовыми людьми жизнепонимании, в приятном заблуждении. То есть, в основе всего - не персонифицированное, олицетворённое зло, а заблуждение и/или самообман. «Зла» же никакого - нет.

Наш анализ получился много длиннее самого анализируемого отрывка. Воистину, сотня одураченных не разгребут, что один «умник» в их головы нагадит!

Хорошо, что тираж "Яснополянского сборника", где ЭТО опубликовано - всего 100 экземпляров, а не 100 тысяч. Вреда меньше от абенсуровых псевдоучёных «изысков»...

Хотелось бы, чтобы наш читатель запомнил отмеченные нами характеристики подобной Развесистой Клюквы: обширность, всеохватность обобщений без предварительных или попутных обоснований или ссылок (ещё бывают ссылки на заведомо труднодоступные источники). Клюква сия нередко встречается как в виде отдельных фрагментов в тексте работ, претендующих на научность (от студенческих курсовух до профессорских монографий и докторских диссертаций), так и виде целых мнимо-научных публикаций. Всегда в этих случаях полезно с максимальными жёсткостью и придирчивостью «взять за глотку» автора, рассмотрев его текст с опорой на не подлежащие сомнению научные сведения.

ересь, Ясная Поляна, Ж. Абенсур, манихейство, непротивление злому, анархизм, Яснополянский Сборник, христианское учение, Л.Н. Толстой, Лев Толстой, религия, ненасилие, христианство, публикации, статья

Previous post Next post
Up