Лев Толстой.О ПРИСОЕДИНЕНИИ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ К АВСТРИИ / ОТВЕТ ПОЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЕ (статьи в аудио)

Mar 26, 2014 15:55




I. ССЫЛКИ НА СКАЧИВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ СТАТЕЙ:

1."О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии":
Толстой Л.Н. О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии.mp3 - Яндекс.Диск
2. "Ответ польской женщине" (Одной из многих):
Л.Н. Толстой - Ответ польской женщине (Одной из многих).mp3 - Яндекс.Диск

II. КОММЕНТАРИЙ.

Известно, что на Востоке суждения Толстого попали на боле благодарную почву, нежели на родине писателя или в западных странах. Тем не менее, руководясь внутренним духовным требованием, писатель призывал к ненасилию и их. Первым побуждением для этого стало письмо сербской женщины Анды М. Петробутевой от 7 октября 1908 года, в котором она просила писателя выступить в защиту аннексированных Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, а также поставленной под угрозу захвата Сербии. Ответная статья Толстого была напечатана с цензурными пропусками в России и полностью в 1909г. в Берлине. Писатель советует сербам, черногорцам, боснякам и всем славянам «перестать разжигать в себе отсталый от веры грубый сербский и всеславянский патриотизм», пожалеть (живыми!) своих одурённых грехами и соблазнами захватчиков и притеснителей, и обрести то христианское понимание жизни, при котором «противление злу <злом> есть нелепость, не имеющая никакого оправдания».
  Главное же: нужно «сознать каждому человеку своё человеческое достоинство, не совместимое с подчинением любой государственной власти (с участием как в агрессии и захвате чьих-то стран, так и в пресловутой "освободительной борьбе"), а только с законом любви, общим для всех людей» (Там же. С. 241).

Откликом на послание Толстого к сербам стало письмо польской журналистки Стефании Ляудын, укорявшей публициста за его «преступное, грешное молчание по польскому вопросу, а главным образом - за научение о «непротивлении», которое она явно смешивает с рабьей покорностью злу, несопротивлением вообще.

Полячка пессимистически предсказывает России погибель вследствие недостаточности «светлого покрова» западной культуры, свободы и гуманизма. В этом она явно и намеренно противостояла великому мыслителю, видевшему на месте «светлого покрова» нечто в корне порочное, лживое, гнетущее, удушающее всё истинно светлое - народ, его труды, его веру, культуру, подлинную (пусть и в потенциале!) свободу и не западный, а русский и истинно христианский гуманизм.

В своём ответе писатель и публицист сравнивает осуждающего и нападающего на учение непротивления человека с собакой, кусающей того, кто хочет отвязать её. И он пишет: «Не думаю, что Галилей был более убеждён в несомненности открытой им истины, чем убеждён я, несмотря на всеобщее отрицание её, в несомненности открытой не мной и не одним Христом, но всеми величайшими мудрецами мира истины о том, что зло побеждается не злом, а только добром». И всем порабощённым, повторяет снова и снова великий мыслитель и публицист, нужно лишь забыть каждому свою личную выгоду и не служить поработителям уплатой налогов, любым участием в администрации, в парламенте, полиции, армейской службе. В заключение Толстой делится своей мечтой о зарождении христианского движения непротивления и любви в польском, русском, других славянских народах, а затем - во всём христианском мире.
    Думается, сказанное Толстым актуально не для одних Сербии и Польши, но и для России, и не только имперской времён Льва Толстого, но и современной путинской: задушить эксплуататорский режим, ограбивший, обманувший и унизивший много раз народ, можно без насилия: просто -- не поддерживая его ни словами, ни поступками, ни материально. Самим не искать выгод в несправедливом устройстве жизни друг против друга, а -- объединиться против путинского режима! Не ликовать, как теперь многие, что у слабой Украины аннексирован незаконно Крым, не одобрять никакого насилия "своего" правительства, не служить ему, не платить налогов, не подчиняться требованиям власти, не признавать ограничений и пр. Не забывать и не прощать лжи, ограбления и унижения 90-х! Не прикрываться лживыми, традиционными для тоталитарной и фашистской идеологий, оправданиями "необходимости" противостоять внешним и внутренним "врагам", добиться реванша и пр. Не лгать в этом самим себе.    
    Воевать с злом, которое, только не служи ему, не признавай его своим, русским, -- само падёт, много чести для ельцинско-путинской гадины, буржуазно-православной, т.е. эксплуататорско-антихристовой, (зас-)Рашки! Сдохнет и без наших, народных жертв!

* * * * *
  Статья "О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии" была впервые напечатана, с многочисленными цензурными изъятиями, в газете "Голос Москвы" (1908, №№ 281 - 284 от 4-7 декабря), в "Русских ведомостях" и др. газетах. Полностью опубликована в 1917 г. в изд. "Посредник" под заглавием "Как освободиться народам от порабощения".
        "Ответ польской женщине" появился в журнале "Жизнь для всех", в декабре 1909 г. и в 38 томе Юбилейного Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90-та тт.

статьи, насилие, Польша, Босния, публицистика, Л.Н. Толстой, аннексия, религия, Украина, агрессия, Россия, Крым, война, Герцеговина, освобождение, Лев Толстой, христианство, ненасилие

Previous post Next post
Up