"Так что же нам делать ?" -- ранний социально-обличительный, экономический и религиозный трактат Толстого-христианина (т.е. -- начиная с времени религиозного перелома в его сознании).
Лев Николаевич начал работать над трактатом сразу после окончания московской переписи населения 23 - 25 января 1882 года, в которой он принимал активнейшее участие, а закончил работу -- около 14 февраля 1886 г. До 1906 года все попытки издать трактат в России в полном виде пресекались цензурой. За границей, в Женеве, статья выходила так же в искажённом, урезанном виде и с произвольно изменёнными редакторами названиями: "Какова моя жизнь?" (видимо, по аналогии с предшествующей нашумевшей книгой Л.Н. Толстого "В чём моя вера?"), а в России -- с "маскирующим" названием "Мысли, вызванные переписью" -- только в малодоступном для народа многотомном и дорогом Собрании сочинений Толстого, в 12-м томе. В 1906 году, в условиях первой Российской революции, статья наконец-то была издана полностью -- в издании толстовского книгоиздательства "Посредник".
Жанровая принадлежность трактата -- сложна. Это и исповедь (как бы продолжение уже известной толстовской "Исповеди", но с покаянием не только от своего имени, но и от имени своего паразитического, дармоедского на шее народа, сословия), и мемуары, и религиозно-философская, и социально-обличительная книга, и теоретико-экономический трактат...
Призывы Толстого "слезть с шеи народа" -- нашли своеобразный отклик, хотя и не у тех, к кому обращались. Молодые, как правило не богатые, жители городов пытались обзаводиться земледельческими хозяйствами, сколачивать "коммуны" -- которые, однако, довольно быстро разваливались... Причиной стала однобокость в понимании христианского призыва Льва Николаевича. В статье нет указания именно на создание коммун, а земледельческий труд, хоть и идеализирован, но не признаётся единственной сферой трудовой деятельности человека. Посыл автора был в ином: где бы ни жил -- в городе ли, на селе -- стараться жить доброй жизнью, не нарушая любви к людям (ибо в этом -- основа проповедания Христа, а значит -- воля Бога). А для этого -- е быть эксплуататором, не жить на чужой счёт, стараться самому исполнять для себя побольше работ, а не пользоваться трудами других, -- в том числе и в виде приобретённых эксплуатацией, махинациями и другими нетрудовыми путями денег.
Вот пример, пусть и довольно схематичного, "наброска" Толстым образа жизни труженика в научении о "четырёх упряжках":
"Мне представилось дело так: день всякого человека самой пищей разделяется на 4 части, или 4 упряжки, как называют это мужики:
1) до завтрака,
2) от завтрака до обеда,
3) от обеда до полдника,
4) от полдника до вечера.
Деятельность человека, в которой он, по самому существу своему, чувствует потребность, тоже разделяется на 4 рода:
1) деятельность мускульной силы, работа рук, ног, плеч и спины - тяжёлый труд, от которого вспотеешь;
2) деятельность пальцев и кисти рук, деятельность ловкости, мастерства;
3) деятельность ума и воображения;
4) деятельность общения с другими людьми. Блага, которыми пользуется человек, также разделяются на 4 рода. Всякий человек пользуется, во-первых, произведениями тяжёлого труда, хлебом, скотиной, постройками, колодцами, прудами, и т.п.; во-вторых, деятельностью ремесленного труда: одеждой, сапогами, утварью и т.п.; в-третьих, произведениями умственной деятельности наук, искусства и, в четвёртых, установленным общением между людьми.
И мне представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня - первая упряжка - была посвящена тяжёлому труду, другая - умственному, третья - ремесленному и четвёртая - общению с людьми.
Мне представилось, что тогда только уничтожится то ложное разделение труда, которое существует в нашем обществе, и установится то справедливое разделение труда, которое не нарушает счастия человека.
(Подчеркну, что это именно набросок, а не предлагаемая готовая модель, которую можно облегчённо и радостно заклеймить "утопией". У Льва вообще ничего не надо спешить облегчённо подводить под прокрустово ложе своих, принятых сызмальства на веру схем. Надо читать, думать, достраивать, прикидывать, и -- рушить, рушить эти примитивизирующие схемы!
В АУДИОВАРИАНТЕ ЭТА КНИГА --
ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ !
С С Ы Л К А Д Л Я С К А Ч И В А Н И Я :
(Архив, 28 ФАЙЛОВ мр3, 312 МБ, качество - 64 кbs, запись сделана в домашних условиях, первоначально -- без редактирования, не для распространения, после была немного редактирована: убраны шумы и выровнена громкость)
Толстой Л.Н. Так что же нам делать.rar - Яндекс.Диск