Л.Н. Толстой. ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ? (трактат; аудиокнига; скачать; mp3; архивом)

Feb 01, 2014 13:35

  "Так что же нам делать ?" -- ранний социально-обличительный, экономический и религиозный трактат Толстого-христианина (т.е. -- начиная с времени религиозного перелома в его сознании).
  Лев Николаевич начал работать над трактатом сразу после окончания московской переписи населения 23 - 25 января 1882 года, в которой он принимал активнейшее участие, а закончил работу -- около 14 февраля 1886 г. До 1906 года все попытки издать трактат в России в полном виде пресекались цензурой. За границей, в Женеве, статья выходила так же в искажённом, урезанном виде и с произвольно изменёнными редакторами названиями: "Какова моя жизнь?" (видимо, по аналогии с предшествующей нашумевшей книгой Л.Н. Толстого "В чём моя вера?"), а в России -- с "маскирующим" названием "Мысли, вызванные переписью" -- только в малодоступном для народа многотомном и дорогом Собрании сочинений Толстого, в 12-м томе. В 1906 году, в условиях первой Российской революции, статья наконец-то была издана полностью -- в издании толстовского книгоиздательства "Посредник".
 Жанровая принадлежность трактата -- сложна. Это и исповедь (как бы продолжение уже известной толстовской "Исповеди", но с покаянием не только от своего имени, но и от имени своего паразитического, дармоедского на шее народа, сословия), и мемуары, и религиозно-философская, и социально-обличительная книга, и теоретико-экономический трактат...
    Призывы Толстого "слезть с шеи народа" -- нашли своеобразный отклик, хотя и не у тех, к кому обращались. Молодые, как правило не богатые, жители городов пытались обзаводиться земледельческими хозяйствами, сколачивать "коммуны" -- которые, однако, довольно быстро разваливались... Причиной стала однобокость в понимании христианского призыва Льва Николаевича. В статье нет указания именно на создание коммун, а земледельческий труд, хоть и идеализирован, но не признаётся единственной сферой трудовой деятельности человека. Посыл автора был в ином: где бы ни жил -- в городе ли, на селе -- стараться жить доброй жизнью, не нарушая любви к людям (ибо в этом -- основа проповедания Христа, а значит -- воля Бога). А для этого -- е быть эксплуататором, не жить на чужой счёт, стараться самому исполнять для себя побольше работ, а не пользоваться трудами других, -- в том числе и в виде приобретённых эксплуатацией, махинациями и другими нетрудовыми путями денег.
Вот пример, пусть и довольно схематичного, "наброска" Толстым образа жизни труженика в научении о "четырёх упряжках":

"Мне представилось дело так: день всякого человека самой пищей разделяется на 4 части, или 4 упряжки, как называют это мужики:
1) до завтрака,
2) от завтрака до обеда,
3) от обеда до полдника,
4) от полдника до вечера.
    Деятельность человека, в которой он, по самому существу своему, чувствует потребность, тоже разделяется на 4 рода:
1) деятельность мускульной силы, работа рук, ног, плеч и спины - тяжёлый труд, от которого вспотеешь;
2) деятельность пальцев и кисти рук, деятельность ловкости, мастерства;
3) деятельность ума и воображения;
4) деятельность общения с другими людьми.  Блага, которыми пользуется человек, также разделяются на 4 рода. Всякий человек пользуется, во-первых, произведениями тяжёлого труда, хлебом, скотиной, постройками, колодцами, прудами, и т.п.; во-вторых, деятельностью ремесленного труда: одеждой, сапогами, утварью и т.п.; в-третьих, произведениями умственной деятельности наук, искусства и, в четвёртых, установленным общением между людьми.
  И мне представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня - первая упряжка - была посвящена тяжёлому труду, другая - умственному, третья - ремесленному и четвёртая - общению с людьми.
Мне представилось, что тогда только уничтожится то ложное разделение труда, которое существует в нашем обществе, и установится то справедливое разделение труда, которое не нарушает счастия человека.

(Подчеркну, что это именно набросок, а не предлагаемая готовая модель, которую можно облегчённо и радостно заклеймить "утопией". У Льва вообще ничего не надо спешить облегчённо подводить под прокрустово ложе своих, принятых сызмальства на веру схем. Надо читать, думать, достраивать, прикидывать, и -- рушить, рушить эти примитивизирующие схемы!

В АУДИОВАРИАНТЕ ЭТА КНИГА --
           ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ !

С С Ы Л К А   Д Л Я   С К А Ч И В А Н И Я :
 (Архив, 28 ФАЙЛОВ мр3, 312 МБ, качество - 64 кbs, запись сделана в домашних условиях, первоначально -- без редактирования, не для распространения, после была немного редактирована: убраны шумы и выровнена громкость)

Толстой Л.Н. Так что же нам делать.rar - Яндекс.Диск

обращение, городская нищета, mp3, повседневная жизнь, публицистика, трактат, религия, протест, Россия, город, Христос, обоснование, наука, общество, эксплуатация трудящихся, правительство, Хамовники (Москва), насилие, экономика, Л.Н. Толстой, народ, политика, статья, Так что же нам делать, церковь, извращение учения Христа церковью, власть, Лев Толстой, христианство, ненасилие, скачать, аудиокнига, неравенство

Previous post Next post
Up