Затяжная зима резко сменилась теплом, активно таял снег, значительно вырос световой день. Вторая неделя апреля. Трудовая неделя выдалась довольно тяжёлой, в связи с проведением ежегодной конференции: сплошные переработки, суета. Но боевой настрой и поход в аквапарк "Мореон" накануне сделали своё дело - трудности были легко преодолены, и вот очередные выходные наступили. Ещё в будние дни, глядя на календарь, я обратил внимание на воскресение 15 апреля. Прогноз погоды сулил солнечную погоду. И тут в моей голове мелькнула мысль: а не вернуться ли мне в район станции Бологое-Полоцкое - на заповедную Бологое-Полоцкую магистраль? Отличная мысль, тем более будет нечётное число, а значит и грузовой поезд есть возможность заснять. Да и вообще я планировал вылазку в весной, и вот момент наступил. Едем!
В субботу я побывал в Твери, а ранним утром выехал в Бологое. За окном светало, снег почти везде растаял. Проезжаю хорошо знакомую Осеченку, наблюдаю за окном приличный разлив одноимённой реки. Вот уже Вышний Волочёк позади. Доехав до станции Бушевец покидаю электропоезд. Электропоезд умчался на Бологое, я перешёл на противоположную платформу. Но в начале перекусить, дабы потом не думать о еде. Тем более до пригородного поезда на Великие Луки ещё больше двух часов. Расположивший на скамейке я достал сухпаёк и приступил к разогреву еды. Но тут где-то за лесом раздался гудок, а также перестук. Притом похоже, что с Бологое-Полоцкой дороги. Или показалось? Учитывая, что Бологое-Московское довольно крупный узел мог и перепутать. Да какая разница, всё-равно бы не успел.За завтраком вновь слышу перестук и басы американского дизеля - 2ТЭ116УД потащил грузовой на Сонково. Закончив с завтраком я одел рюкзак и направился к станции Бологое-Полоцкое. Покинув станцию Бушевец я свернул пошёл по грунтовке, которая, к счастью, была в хорошем состоянии - грязи почти не было. Пройдя вдоль соединительного пути я вышел в переезду. Пройти осталось совсем немного.
Вот впереди показался входной светофор станции Бологое-Полоцкое на соединительной ветке Бушевец - Бологое-Полоцкой, а за ним сама станция. Кстати на соединительном пути появился накат, хотя осенью - зимой его почти не было. В это время мне послышалось, что к станции приближается поезд. Я рванул вперёд, но слух меня обманул. Тем не менее я вышел на заповедную магистраль навстречу очередной прогулке вдоль линии.
Входные светофоры станции Бологое-Полоцкое со стороны станций Бологое-Московское и Медведево. Сделав первый весенний кадр на заповедной магистрали я направился на станцию.
С момента последней поездки миновало 2 месяца, и серый зимний день сменился теплой солнечной погодой. И хоть снег только-только растаял, а трава ещё не начала зеленеть, но ощущение душевности от этих мест никуда не делось. Хотя, конечно, чтобы в полной мере её ощутить надо ехать в глубину дороги, а здесь только начало заповедной магистрали.
Весенний вокзал станции Бологое-Полоцкое. В общем-то я его уже много раз снимал, но для полноты отчёта сделаем очередной, на этот раз весенний кадр.
На 3-м пути станции стоял состав рельсовых плетей. В общем-то ремонтные работы на дороге ещё не закончились, а потому встретить такие составы здесь можно нередко. Правда позже данный состав уедет не на Осташков, а в противоположную сторону. Да и вообще станция в этот день была более пустая.
Более того, локомотивы с базы запаса Бологое-Полоцкое выгребли полностью. И ЧС2Т, и ЧС6 и ТЭМки, одним словом - всё! Осталась лишь рефрижераторная секция. Видимо часть готовят к началу ЧМ по футболу когда будут дополнительные поезда для болельщиков, часть передали в Самару, часть списали.
Южная горловина станции Бологое-Полоцкое. Впереди был виден переезд, справа античный домик для начала XX века. В глубинке подобных строений в разы больше, но что-то сохранилось и здесь.
Бросив последний взгляд на станцию я направился на перегон. Обратно будем возвращаться уже с кадрами поездов, вопрос лишь что сегодня будет.
Вообще в плане движения здесь по большей части всё предсказуемо и очевидно. На календаре воскресение 15 число - день нечётный. Значит сегодня будут следующие поезда: пригородный на Великие Луки, местный грузовой, а также загонка под пригородный Бологое - Старая Русса. Так можно и каждый последующий день расписать, и угадаешь с точностью на 80%. Хотя из непредсказуемого мне удалось поймать сплотку из 2М62 в первую поездку, и дефектоскопический комплекс "Север" во вторую. В последующие поездки всё было предсказуемо. Но первая весенняя поездка на заповедную магистраль обещала быть интересной, так мне подсказывала интуиция. Забегая вперёд скажу, что сюрприз был, да и сама поездка оставила много положительных эмоций.
Входной светофор привычно горел красным, да и не помню я чтобы в этот час что-либо проезжало со стороны Великих Лук. Пройдя немного вперёд я поднялся на заснеженный пригорок.
А ведь если бы проехало кадр мог бы получится весьма неплохим. Но смысл об этом говорить, если очевидно, что первым поездом будет пригородный до Великих Лук. Сюда мы ещё вернёмся для съёмки загонки под пригородный на Старую Руссу, хоть и свет в это время будет уже контровый, но в других местах данного района он ещё хуже будет в тот час. Ладно, спускаемся вниз, продолжаем прогулку.
Идя вдоль кривой я обратил внимание, что часть деревьев было спилено, склоны были завалены их стволами и ветками. Снег же лежал лишь с одной стороны, так как солнце по большей части освещало противоположную сторону, под воздействием его лучей и тёплой температуры снег растаял довольно быстро. А вот противоположная стороны была по большей части в тени, а потому снег там таял медленно.
Конец 8-го - начало 9-го километра линии. В большинстве случаев я поднимался наверх и снимал пригородный поезд с внешней стороны кривой. Но это возможно лишь в пасмурную погоду, а сейчас погода солнечная и ясная, сверху пригородный идеально не снимешь. Да и в общем-то и не надо, надо немного разнообразить съемку.
Пройдя вдоль кривой выхожу на прямую длинной порядка 2,5 - 3 километров. Именно на этой прямой мы и будем снимать поезда. Я посмотрел на часы - до отправления пригородного поезда из Бологое оставалось чуть менее часа.
Железная дорога первые сотни метров идёт на подъём, затем начинается протяжённый спуск, далее опять подъём и вдали на горизонте путь поворачивает налево. Впереди виден новый чётный предупредительный светофор станции Бологое-Полоцкое.
А старый светофор раньше располагался в этом месте. В общем-то в какой-то степени его расположение было более удобным, когда осенью прошлого года я ждал здесь пригородный поезд, то одновременно и контролировал показание светофора. А это всё-таки важно, ведь может быть и неожиданный сюрприз как сплотка 2М62 в самую первую поездку на заповедную магистраль.
Поскольку вокруг снег только-только растаял, трава ещё не зеленеет, лиственные деревья также без листвы, но симпатичные кадры в это время года нужно делать на фоне хвойных деревьев, а здесь как раз много елей. Немного постояв на данном месте я прошёл чуть дальше с целью изучить и другие точки. Поднялся на небольшой пригорок.
Всё бы хорошо, только вот тени мешают. Конечно до прохода пригородного поезда ещё есть время, солнце постепенно поднимется выше. Но спустя несколько минут со станции Бологое-Полоцкое послышался гудок. Так, а это ёщё что такое? Неужели грузовой решил отправить перед пригородным? В подобное верилось с трудом. На всякий случай занимаю позицию, жду...Прошло 10 минут, 20...Тишина. Что же это было? Конечно отсюда можно и гудки с главного хода услышать, но они были бы куда более тихими. Тут я решил пройти немного назад дабы оценить возможность заснять пригородный поезд ближе к выемке.
Красивое место, но опять таки тени лезут. А на часах уже 09.32., через 8 минут пригородный поезд отправится со станции Бологое-Московское. Ладно, немного подождём, если ничего не измениться - вернёмся на более освещённый участок.
Поваленная мачта бывшего чётного предупредительного светофора. Когда точно он был демонтирован сказать не могу, в октябре он был ещё на месте, новый ещё не был уставлен. Спустя 15 минут я вновь обратил взор на приглянувшееся место.
Тени отступали, стало заметно лучше. А пригородный уже должен прибывать на станцию Бологое-Полоцкое. За оставшиеся минуты серьёзных улучшений ждать не стоит, но всё-таки сделаем кадр пригородного поезда именно в этом месте. На часах 09.51 - время отправления пригородного поезда со станции Бологое-Полоцкое. Занимаю позицию у подножья выемки, жду. Прошло 4 минуты, но ни гудка, ни нарастающего перестука слышно не было. Бывает. Но и спустя ещё несколько минут ничего не появилось. А ведь я и расписание предварительно не посмотрел, пригородный могли и отменить если на линии ремонтные работы. Но тут слух уловил нарастающий звук дизеля и еле слышимый перестук. Едет!
Перестук усиливался и из-за кривой показался красный ТЭП70БС. Небольшая задержка пригородного сыграла на руку - тени ещё более отступили, оставалось лишь сделать желанный кадр.
Тепловоз ТЭП70БС-023 в голове пригородного поезда №6691/6693 Бологое - Великие Луки, перегон Бологое-Полоцкое - Куженкино. Локомотивная бригада поприветствовала гудком, поезд был успешно заснят.
Поезд ускорился и помчался адльше по просторам заповедной магистрали. Вообще я надеялся на оранжевый ТЭП70, но посмотрев сделанный кадр понял, что вышло намного лучше. Красный ТЭП70БС куда лучше смотрелся солнечным утром на фоне сухой травы и зелёных елей.
Пригородный поезд преодолел подъём и через мгновение скрылся за поворотом. Я направился вперёд. Пока поезд не освободит перегон можно спокойно погулять, а там и грузовой поезд должен проследовать. Надо лишь место для его съёмки подобрать, но с этим я уже определился.
В конце небольшого пригорка, на фоне ёлочек мы и снимем грузовой поезд. Осталось лишь его дождаться. А между тем становилось всё жарче и жарче. Воспользовавшись затишьем я снял с себя лишнюю одежду. Вот так внезапно пришла весна и тепло.
На часах 10.25, перегон Бологое-Полоцкое - Куженкино освободился для прохода грузового поезда. Однако никаких гудков со станции Бологое-Полоцкое пока не слышно, хотя в последнюю поездку грузовой прибыл в Бологое-Полоцкое когда ещё пригородный не проследовал Куженкино. Но раз на раз всё-таки не приходится, он может проехать и позже. Во вторую поездку поезд вообще был после полудня, но тогда не было загонки под пригородный на Старую Руссу.
Вид в сторону станции Куженкино, 9-й километр линии. Стоять на одном месте под палящими лучами солнца как-то не очень, хотелось прогуляться. Тем более грузового всё ещё нет. Памятуя о первой поездке я решил сходить к предупредительному светофору, а вдруг по Куженкино скрещение с чем-нибудь было. Маловероятно конечно, но всё-таки. Я направился к светофору регулярно оборачиваясь назад и прислушиваясь дабы вовремя услышать поезд, если он поедет в ближайшее время.
Вскоре моему взору открылся прекрасный весенний пейзаж Бологовского района. Впереди открылось ещё покрытое льдом озеро, за ней лес. А ближе пару домиков на окраине деревни Подлипье. Вообще в Бологовском районе довольно много озёр ледникового происхождения, которые славятся не только чистой водой, но и богаты рыбой, чем привлекают внимание рыбаков. Прям хочется остаться в таких местах, чтобы пожить немного отдохнув от суетливой Москвы. Мечты, мечты...
А между тем я дошёл до предупредительного светофора
Новый чётный предупредительный светофор. Чуда не произошло - на светофоре горел привычный жёлтый сигнал. Ну в общем-то это и хорошо, если бы ожидался поезд со стороны Великих Лук, то мне пришлось срочно бы бежать к входному светофору, ибо только там сейчас идеальное освещение. И маловероятно, что я бы успел. А теперь можно неторопливо вернуться на пригорок.
Тени исчезли окончательно, момент для прохода поезда был идеальный. И ближе к 11.00 вдали послышался гудок. После гудка наступило привычное затишье, но спустя пять минут послышался звук дизеля свидетельствовавший о приближении тепловоза.
Вот из-за кривой выглянул тепловоз ТЭМ18ДМ с грузовыми вагонами, это был тот самый грузовой курсирующий по нечётным числам. Вообще мне хотелось поймать грузовой под Машкой, но в большинстве случаев он ходит под ТЭМкой (хотя в прошлом году под 2М62 и ДМ62 попадались некоторым любителям). Ну а если ТЭМ18ДМ, то мне хотелось чтобы тепловоз имел четырёхзначный номер. И мне повезло!
Тепловоз ТЭМ18ДМ-1009 в голове грузового поезда следует по перегону Бологое-Полоцкое - Куженкино. Несмотря на замену железнодорожного полотна, скорость поездов быстрее не стала, данный грузовой поезд следовал со скоростью не более 40 км/ч
Грузовой поезд состоящий из тепловоза и 23 вагонов помчался дальше, а я сделал несколько кадров уходящего поезда.
Ещё несколько минут поезд был виден пока не скрылся за поворотом. Бывают конечно составы и подлинее, но бывают и более короткие. Как правило, состав поезда состоит из вагонов для перевозки леса (основной местный груз), но в составе могут быть и полувагоны, цистерны, крытые вагоны. В общем-то единственное грузовое что можно регулярно словить на данной линии в нечётные дни. Транзита почти нет, если попадается что-то посерьёзней, то в дни ремонтных работ на соседних линиях.
Засняв грузовой поезд я вновь обратил взгляд на весенние пейзажи Бологовского района. Мне очень нравятся эти края, много раз я приезжал на съемки. Начинал своё знакомство с Бологовским ж.д. узлом ещё съемкой на тепловозной линии Бологое - Сонково - Рыбинск. Несколько лет я ездил в те края, и только в прошлом году добрался до заповедной Бологое-Полоцкой магистрали. Теперь осталось лишь на линии Бологое - Дно побывать, но насчёт этого я пока не могу ничего сказать. Поживём - увидим)
А на часах уже пробило 11.30, осталось полчаса до полудня. Да и для прохода загонки под пригородный Бологое - Старая Русса остался примерно час. Немного погуляем, и пойдём ближе к входному светофору где и будем снимать данный поезд. Через 5 минут послышался свисток, видимо ТЭМка притащила бочки в Бологое-Полоцкое. Вновь взобрался на привычное место. Немного постояв я направился было обратно, но тут слух уловил что-то похожее на дизель. Да ну, быть такого не может! Прошла минута, и тут уже сомнения развеялись - мне не показалось, со стороны Бологое явно что-то едет. Отбегаю обратно на позицию.
Звук дизеля усиливался, а я же гадал, что это может быть? Предположил, что скорее всего это состав рельсовых плетей который я видел на станции. С грузовым движением ведь всё понятно, а с хозяйственным нет. Но я ошибался. Вскоре впереди показался сизый дымок.
И из-за кривой появилась синяя ТЭМка с крытыми вагонами. Вот так неожиданность: спустя менее чем через час ещё один грузовой. Интересно, а почему отдельной ниткой? Ведь те же крытые можно было в составе сборного отправить. Ответ на этот вопрос был дан спустя минуту: тепловоз приближался, а крытые вагоны продолжали появлятся из-за поворота один за другим! Ничего себе!
Тепловоз ТЭМ2-6224 в голове грузового поезда. И только через несколько секунд как был сделан этот кадр на горизонте показался последний вагон грузового поезда. Сделав кадр я тут же начал считать количество вагонов в составе данного поезда.
Мимо меня проехал последний вагон грузового поезда, я насчитал 42 вагона.
Грузовой поезд постепенно удалялся от меня, я провожал его взглядом ещё не веря в собственную удачу. Мало того, что поймал 2 грузовых, так второй оказался длинным, да ещё и под тепловозом ТЭМ2, которых в этих краях осталось очень мало. Настроение и без того было отличным, а после такого вообще...Интуиция меня не подвела с выбором дня для поездки на заповедную магистраль.
А теперь пора идти обратно, очередной поезд должен в скором времени проследовать со стороны Великих Лук.
Неторопливо иду вдоль кривой осматривая полюбившиеся окрестности железной дороги. Спешить некуда, грузовой поезд ещё не освободил перегон, да и загонка скорее всего немного задержится.
Впереди показался чётный входной светофор станции Бологое-Полоцкое. Я ожидал увидеть на светофоре жёлтый сигнал, однако он горел привычным красным. Пройдя ещё немного вперёд поднимаюсь по снегу наверх.
Так получается, что все вылазки завершаются у меня именно в этом месте. И почти всегда последним поездом заснятым на перегоне является загонка под пригородный, исключение было лишь один раз.
На входном светофоре загорелся жёлтый сигнал, осталось дождаться загонку.
Освещение уже не очень удачное, но для съемки данного поезда найти что-либо лучше в этом районе не получится. Но вообще если бы поезд проходил хотя бы на полчаса пораньше, то получалось бы куда лучше. Эх-х, ладно...А поезд между тем задерживался, освещение ухудшалось. На часах уже было 12.35, но ни гудка, ни перестука. Но после успеха с грузовыми поездами мне как-то и не особо жаль, что он задерживается. Но вот послышался дизель тепловоза, и через мгновение показался тепловоз ТЭП70БС.
Тепловоз ТЭП70БС-093 с пассажирским вагоном следует загонкой под пригородный поезд Бологое - Старая Русса. Локомотивная бригада поприветствовала меня гудками, приятно))!
Поезд проследовал входной светофор и скрылся за поворотом. Сегодня у меня получилась вылазка красных БСов, что в общем-то хорошо.
На линии воцарилось затишье, я же с чувством достигнутого результата приступил к разогреву обеда. Из всех моих вылазок на заповедную дорогу эта получилась одной из самых интересных. Конечно не последний день на свете живём, в планах есть ещё вылазки в эти края, а также в более глухие места. В принципе меня и этот район устраивает, но хочется чуть поглубже залезть, а это сложнее.
Движение вполне ожидаемо прекратилось, через час с небольшим я покинул перегон и направился обратно на станцию Бологое-Полоцкое.
За время моего отсутствия произошло одно изменение - состав рельсовых плетей уехал со станции. Скорее всего гудки которые я слышал с утра принадлежали локомотиву который приезжал за этим составом. По крайней мере последующие гудки принадлежали поездам которы я заснял. В воздухе стоял запад дыма от горящей возле станции сухой травы.
Возле вокзала станции. Обычно в это время на станции работает на манёврах тепловоз, но на сей раз его не было. Скорее всего манёвры ожидаются чуть позже. Да и без него результат съемки отличный.
Один из типичных старинных домов Бологое-Полоцкой магистрали вблизи станции. Несмотря на то, что с момента открытия магистрали прошло уже более 110 лет большинство пристанционных строений сохранились и до наших дней. А чем дальше едешь, тем больше встречаешь интересных строений, памятников древнего зодчества возвращаясь на много много лет назад.
А наша прогулка подошла к концу. Бросив последний взгляд на станцию я направился на соединительную линию Бологое-Полоцкое - Бушевец к станции Бушевец. Даже уезжать не хотелось из этих мест. Да, впереди ещё много солнечных тёплых дней, да, ещё будет возможность приехать сюда. Но сейчас надо было возвращаться в столицу. Добравшись до станции Бушевец я сел на электропоезд до Твери. За окном проносились пейзажи Бологовского и Вышневолоцкого района Тверской области, которые, увы, в последнее время обеднели - вдоль железной дороги спилили много елей которые украшали окрестности круглый год. Привычная дорога до Твери, далее пересадка на "Ласточку" до Москвы. В 21.30 я уже стоял на пороге своей квартиры. Неделя выдалась сложной, но я выдержал все трудности, доработал до выходных и завершил её вылазкой на заповедной Бологое-Полоцкой магистрали, которая в очередной раз принесла массу положительных эмоций.
Спасибо за внимание!