Немногие знают, что шоколадные конфеты "Мишка Косолапый" - своеобразный советский кондитерский символ- родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских "товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений "Эйнем", причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами..
На обертке конфеты изображен переработанный сюжет знаменитой картины "Утро в сосновом лесу" русского художника Ивана Шишкина, которую он написал в 1889 году. Картина была продана за 4000 рублей в галерею Павла Третьякова, который подпись К.Савицкого, получившего четверть этой суммы, убрал.
Иван Шишкин, Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889
За пять лет до появления картины, в 1884 году родился крупный художник в области промышленной графики Мануил Андреев, благодаря которому полотно, известное широкой публике как "Мишки в лесу", прочно вошло в сознание каждого жителя страны и стало желанным подарком на новогодние праздники.
Примерно в эти же годы на пробу господину Юлию Хойсу, который на тот момент вел дела "Товарищества Эйнем", принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом.
Находка кондитеров чрезвычайно фабриканту понравилась и название появилось тотчас же - "Мишка косолапый". Как гласит легенда, в кабинете Ю.Хойса висела репродукция картины "Утро в сосновом лесу", вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление новой конфеты.
Однако когда же именно родился знаменитый фантик? В конце 19 - начале 20 века, как пишут некоторые источники, или все-таки позднее?
По воспоминания сына Мануила Андреева архитектора В.Андреева, в 1913 году лито-типография братьев Менерт, в которой М.Андреев был в те годы ведущим художником, выиграла конкурс, проводимый Товариществом "Эйнемъ", на заказ по изготовлению стенки (рекламных) календарей, и с этого момента многие свои заказы фабрика стала размещать именно в этой типографии.
Таким образом, ни в конце XIX века, ни в первые годы ХХ века, Мануил Андреев вряд ли мог нарисовать этикетку "Мишки косолапого", ведь в это время Товарищества "Эйнем" еще не сотрудничало с лито-типографией братьев Менерт, а будущему автору сладкого символа было всего 14 лет и он только был назначен простым учеником в граверное отделение типографии.
Сегодня мы находим в фонде библиотеки им. Н.А.Некрасова наиболее полный альбом дореволюционных и советских работ М.Андреева, который передал в дар библиотеки художник И.С.Кузьма. В альбоме указана точная дата появления обертки конфеты "Мишка косолапый" - 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году был столетний юбилей фантика легендарной конфеты.
На обертке М.Андреев поместил сюжет картины "Утро в сосновом лесу" в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Кстати, утверждал макет обертки уже сын Юлия Хойса - Владимир Хойс, который с 1907 года после смерти отца возглавлял правление "Товарищества "Эйнемъ".
После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, "дореволюционных "образцов. Оставались прежними и наименования многих товаров. К тому же с победой Великой социалистической революции все стало всеобщим достоянием, в том числе и рецептуры конфет. И когда с конца 1920-х годов начали выходить всесоюзные сборники рецептур, каждая советская фабрика могла повторить шедевр другого производителя.
После Великой отечественной войны ученик М.Андреева Леонид Челноков по сути дела восстановил произведение своего учителя. Будучи главным художником фабрики "Красный Октябрь" (бывшей "Эйнемъ"), он в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты "Мишка косолапый" для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой "Красный Октябрь" получил Высшую награду. Никак не претендуя на авторство, Леонид Константинович вспоминао, что он "...тоже в некотором роде приложил руку к "Мишке".
С этого времени "Мишку" стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР. Более 20 фабрик печатали огромное количество вариаций обертки, видоизменяя шишкинский сюжет - медвежат становится то больше, то меньше канонических трех. Пользуясь тем, что "Мишка2 не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США..
Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании Комбинированного Товарного знака "Конфеты "Мишки косолапый" РОСПАТЕНТОМ был закреплен за ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь". С этого времени другие фабрики могут производить "Мишку" только по лицензионному соглашению с "Красным Октябрем" (на сегодняшний день, "Рот Фронт" и "Подольская кондитерская фабрика".