Всего в 35 береговой батареи на сегодняшний день сделаны три маршрута. Маршруты построены по тематико-хронологическому принципу. Экскурсоводы рассказывают сначала о строительстве и введении в действие, потом об участии 35-й Береговой батареи в годы войны. Сначала посетители попадают в два зала памяти, где представлены копии официальных документов, воспоминания участников. Потом по соединительной потерне проходят в фильтровентиляционные камеры. Здесь экспонируются фото, а также оформлен угол памяти Якова Гошенко, кто был первым, чьи останки удалось идентифицировать и найти родственников. Также здесь представлены воспоминания выживших защитников батареи. Далее экскурсанты попадают в воздухозаборные камеры, где хоть ненамного, но переносятся в далекий 1942 год. Камеры выводят на балконы, вырубленные в скалах над морем, где после окончания обороны еще долго скрывались сотни бойцов Приморской армии.
Третий, самый новый, маршрут создает образ последнего, брошенного, оплавленного, но не сдавшегося объекта обороны.
Проходит он в левом крыле батареи. Его особенность в том, что посетителям предстоит спуститься вниз по вертикальной шахте, по винтовой лестнице на глубину до 25 метра. Потом проход по 200-метровой горизонтальной потерне на смотровую площадку к морю, и возвращение через левый командно-дальномерный пост. Подъем также по винтовой лестнице.
Экскурсовод рассказывает о работе последнего узла связи 35 береговой батареи, о создании 2.07.1942 г. (после убытия из Севастополя официального командования) «Военного Совета Приморской армии».
Взрыв в районе котельной и компрессорной произвел наибольшие разрушения в артблоке. Сейчас, за свежеотлитыми бетонными опорами, исходную конфигурацию увидеть сложно.
Главный коридор, налево от центральной силовой станции.
Здесь было хранилище топлива, на стенах даже сохранились пятна от топлива.
План 35 береговой батареи. То, что находится слева от силовой станции, можно осмотреть во время 3 маршрута.
В шахте установлена винтовая лестница. Ее длина - 25 метров, это примерно 80 ступеней .
Зеленые следы на стене, это влага, соленые капли которой слизывали прям со стен осажденные защитники батареи.
Вот он выход, и спасение, которого не было.
Потерна к левому командному пункту длиной около 200 м.
Т.е. вылезли мы вот здесь.
Все статьи о 35 батарее:
История создания мемориального комплекса 35 береговая батарея. История грандиозного сооружения Наземная часть мемориального комплекса Часовня Михаила Архангела в Севастополе Рельефная карта оборонительных рубежей 1941г и Пантеон памяти Первый маршрут Второй маршрут Третий маршрут