Триггер

Mar 29, 2020 01:31

Поскольку я обещала написать свои впечатления от просмотра сериала "Триггер", а обещания я всегда выполняю - наслаждайтесь.
Собственно, я бы и не добралась бы до сериала, если бы не нынешнее ограничение с передвижениями и социальной активностью, но как говорится - не было бы счастья, да...

Скажу сразу, сериал мне понравился. Не то, что я от него в восторге как от произведения искусства, так себе, на троечку с плюсом, но вовлек, было любопытно и с интересом досмотрела до конца.
И вот что по этому поводу я имею сказать.
Прежде всего про правду жизни и профессиональные аспекты фильма:

1. Главный герой - психопат. Психопаты обычно обаятельны и притягивают. Правда, чистота образа создателями не выдержана, что, на мой вкус, несколько подпортило впечатление и немного разочаровало.

2. То, чем занимается главный герой к психотерапии не имеет ровным счетом никакого отношения. От слова совсем. Даже к провокативной, которая как метод существует. Бедный Фрэнк Фарелли наверняка не один раз в гробу перевернулся при упоминании его имени и его метода всуе.

3. Тем не менее у травмированных людей такие сложносочиненные связки в психике бывают, выглядят не так картинно и карикатурно, но психика иногда спасается действительно хитрыми способами. Но оно и понятно, у псиики совсем другая задача.

4. Обращаться так с людьми нельзя, особенно с травматиками, стопроцентная ретравматизация и малопредсказуемые последствия обеспечены. В очень-очень крайних случаях может, конечно, быть использована имплозия (метод, используемый в поведенческой психотерапии, очень отдаленно напоминающий то, что показано), но она очень рискованна, имеет множество ограничений и применяется - только в крайних случаях, когда польза от нее может превысить риски. Унижение, манипулирование, запугивание и провокации такого уровня никогда не приводят к терапевтическому эффекту, а вот наоборот, к слому личности - почти всегда.

5. Этические нарушения, продемонстрированные главным героем зашкаливают. Но самое основное нарушение в том, что он называет свою деятельность психотерапией - это введение людей в заблуждение на самом деле.

6. Горькая правда в том, что в реальной жизни вполне достаточно людей, которые делают что-то похожее, называя себя при этом психотерапевтами, и даже имеют восхищенных поклонников и защитников, как и список собственноручно покалеченных. Еще три десятка лет тому назад это в нашей стране начало процветать. Например, скандально известные тренинги лайф-спринг именно этими приемчиками всегда и пользовались. Ну и психотерапевтическая среда не избежала. Говорю не голословно, "работу" нескольких "звезд" видела своими глазами. Тридцать лет назад это вообще очень впечатляло, казалось что - вот он, высший пилотаж. Пока не накопились знания и не пришло настоящее понимание. Впрочем, сейчас таких "звезд" тоже полно, некоторые практикуют уже долгие годы, имена их вполне себе на слуху, называть здесь не буду, как и анализировать причины почему это стало возможным.

7. Конец фильма разочаровал и порадовал одновременно - он про то, что все-таки этические нормы писаны кровью, в это, конечно, можно не верить и игнорировать, но жизнь раз за разом подтверждает. Этика - не закон, каждый сам выбирает, но если они нарушены - это в первую очередь опасно для самого специалиста.

8. Впрочем, кто из психологов этих норм ни разу не нарушил - бросьте в меня камнем. Вопрос в масштабах. И в масштабах умолчания. Про это в фильме тоже есть очень правдивый эпизод - когда член этической комиссии после разборки направляет своих клиентов герою.

А теперь немного про художественное исполнение и жанр. Впечатление мое личное, на истину не претендующее вообще, тем более что я в искусстве полный дилетант.

Фильм динамичный, внимание удерживает, но вовсе не из-за модной темы про психологию, а из-за того, что снят в духе легкого детектива. Собственно, сюжет, и развивается по законам детективного жанра - мало того, что главный герой все время устраивает слежку за своими клиентами, причем с использованием каких угодно средств, так еще и центральная линия совершенно однозначная: несправедливо осужденный герой, выйдя на свободу взялся за расследование собственного уголовного дела и поиск настоящего убийцы. И вот тут попытка авторов (прежде всего сценариста, а может и режиссера) уложить два горошка на ложку несколько провисла. Детективная линия стала отчетливой примерно к середине фильма, когда в сюжетах с клиентами героя начались повторения и зритель уже слегка заскучал. Примерно в этот же момент внезапно поменялся и образ героя, авторы стали придавать ему вид эдакого благородного и несправедливо обиженного борца за правду и спасителя человечества, благородство и человечность так и поперли. Правда возникло недоумение - как это он так быстро переобулся? К последним двум сериям детективный сюжет совсем провис, уже было понятно, кто кого поубивал, и конец фильма сильно изумил попыткой авторов спасти интригу. Душа уже просила красивого хеппи-энда, когда все влюбленные воссоединились и все злодеи наказаны, но нет - засада, никакого тебе приятного завершения. Ну что ж, оно как в жизни примерно. Но неприятное послевкусие осталось.
И опять же вернусь к мысли - не нарушай правил, возникших не на пустом месте - и будет тебе счастье.
Это и к карантину относится.


искусство, впечатления

Previous post Next post
Up