Полночные размышления и немного ликбеза.

Feb 06, 2019 03:56

  Похоже, что тема "Дочки - матери" после последней программы меня увлекает все больше, хотя я, собственно, вовсе не собиралась, а поскольку у мня все чаще возникает возможность работать в межкультурном пространстве, мне очень интересно, как эта тема разворачивается в разных культурных и этнических пространствах. И здесь для меня есть несколько слоев. Слой психологический, про здесь и сейчас в универсальных человеческих отношениях, и тут мои наблюдения про то, что очень много похожего - и потребности людей, и их страхи, и чувства. Слой социальный - и здесь человеческие отношения крепко пересекаются с быстрыми изменениями информационного поля и многого другого: несколько поколений, живущих одновременно и выросших-воспитанных в разной среде очень разные, практически это параллельные вселенные. Скорость изменений настолько велика, что буквально сдувает с платформы. Детям и родителям все сложнее понять друг друга (что уж говорить о более старших поколениях!), просто потому, что способ получения и переработки информации разный.  А еще есть слой глубинный, связанный с многовековыми традициями жизни, внутренняя прошивка, очень часто совсем не осознаваемая. Классики бы сказали о коллективном бессознательном или культурных консервах.
  А еще меня очень думает мысль о том, что вот веками жили люди, совершенно не обезображенные знанием психологии, и событий в их жизни было - мама, не горюй! - а ведь как-то справлялись. Травма, говорите? Ну да, войны, инквизиция, ведьм жгли на кострах, дети помирали, вон в Европе почти три века эпидемия чумы, две трети населения померло в страшных муках на глазах у ближних. А ведь как-то выжили, и не просто выживали - жили, любили, женились, детей плодили, немсотря на высокую смертность и прочие ужасы. Нас вот родили.
  А мы теперь психологических книжек начитались и - "меня мама в детстве не любила" и "я знаю, все мои проблемы из детства."
  Буквально только что у меня случился интересный опыт - мне довелось рассказывать о народных традициях, российских, конечно, женщинам, про Россию ничего не знающим. Было много интереса и вопросов, а для меня было интересным как это все устроено в европейской стране. Голландия в этом смысле очень интересна - много межнациональных браков и связей, легкость перемещения, современный высокотехнологичный быт, и казалось бы - все так намешано, какие тут традиции, и многие вещи о которых мы беседовали, вызывали искреннее недоумение. Я бы так и подумала, что мы невозможно далеки - если бы не их аккуратные овечки, откормленные гуси-лебеди, обихоженные с любовью поля. Такое за пару месяцев не возникает, этот газон столетиями стрижен.
Огромнейший пласт традиционной культуры - я сейчас о своей, отечественной, оказался отрезан и ...совершенно нам не известен. Огромнейший труд фольклористов помогает восстановить крупицы. Двадцатый век с его социальными катаклизмами и обрушениями не прошел даром. При всем интересе к отечественным традициям возврат уже невозможен. С авиалайнера в телегу уже не пересядешь, увы.
   Почему "Дочки - матери", а не ,например, "дети - матери"?  Наверное потому, что для меня все-таки кроме общего для всех детей оптом гендерный аспект существует в детско-родительских отношениях. Подождите, "Матери и сыновья" еще будут, как и отцы. Просто хочу вглядеться попристальней.
  Ну и немного из серии развенчания мифов.
  Молодые матери, рожавшие часто без передышки, в силу молодости и здоровья полезнее были на хозяйстве и в поле, рабочие руки были важнее для выживания семьи, чем дети. Некогда им было младенцев пестовать, декретных отпусков не предусмотрено. Детьми занимались бабушки, старшие женщины, большухи - и это не мама родная, а свекровь, именно она управляла всем "детским садом" большой крестьянской земли.
  Натуральное хозяйство, когда все практически производилось своими руками требовало разделения труда, и оно происходило очень рано. К семи годам уходили в ремесло - мальчики, естественно, в обучение к мужикам - рыбачить, охотиться, дрова заготавливать, с лошадью управляться. А девочки - за прялку, вышивать, ткать, огород растить, тяжелый труд, требующий внимания и ловкости рук, аккуратности и усидчивости. Мать пацана могла и не видеть, а девки тут крутятся, на глазах да под руками.Помните Шолоховского "Нахаленка"? Там маменька к нему, четырехлетнему, по имени-отчеству, потому что перешел уже под мужской патронаж, хотя еще и обязан матери подчиняться, и будет - до женитьбы, а после - только отцу. А  дочь всю жизнь матери подчинялась, и отцу, а потом свекрови и мужу, кругом бесправное существо, пока сама свекровью не станет и большухой, хозяйкой большого семейства. Но до этого далеко еще.
  Хотели, говорите, мальчика, а родилась девочка, и теперь обида на всю жизнь, что не обрадовались? Ну да, на мальчика кусок земли выделялся, а девочке ничего не полагалось, только едока прибавилось.
   Да и растили девочку не себе, а в чужую семью отдать. Сколько она в хозяйстве полезна, лет десять? да и то половину этого времени на изготовление приданого себе потратит. А потом все - уйдет в семью мужа, и поминай как звали. Это сейчас теща первый командир, а раньше как свекровь скажет, так и будет. Недолгие отношения мамы с дочкой.
  И конкуренция. Про нее особо не говорили, но можно представить - еще молодая женщина, к сорока годам уже чувствующая себя стареющей, и молодая расцветающая девица в доме. Может поэтому и рукоделью девочки учились все-таки не у матерей, а у других женщин - теток, бабушки, матерей подруг. А основному женскому и вовсе свекрови учили. Посвящали в таинства женской жизни.
  Ну и социальная и материальная зависимость. Карьера, образование, свое мнение - даже шанса не было, для любого социального слоя. Так что свои плюсы в социальных катаклизмах тоже были.
   Ну и много еще разного. И поводов для обид много было, и терпеть, и спавляться как-то - особо не пожалуешься.
Интересно. И главное что память обо всем этом внутри нас есть, и мы бессознательно это иногда активизируем, иногда даже не замечая. И не зная, откуда это все взялось.
  Давно уже мир ушагал вперед. Наши дети не знают многого из того, что было обыденным для нас. А мы не знаем многого из того. что знают и умеют они.

проекты, Психотерапия., Детская комната

Previous post Next post
Up