Годы работы в терапии, когда каждая встреча и каждая история уникальна, все-таки позволяют заметить, что сюжеты повторяются. И если посмотреть на варианты контактов, оставив за скобками содержание работы), то таких конфигураций несколько. Коллеги не дадут соврать, что самый комфортный из них - это когда взаимноый контакт возникает сразу, и тогда взаимная работа, независимо от ее продолжительности, бывает очень продуктивной. Хотя, конечно, не всегда безболезненной. Есть клиенты, с которыми практически сразу понятно, что каша не сварится, ну не случилась любовь, увы, и тогда буквально на следующий раз встреча может отмениться по всяким "уважительным" причинам, а то и вовсе без всяких причин - не пришел больше, и все. Или изчез после третьей сессии. Существуют случаи, и они тоже коллегам знакомы, когда клиент перемещается из кабинета в кабинет, нигде не получая удовлетворения, но настойчиво продолжая обходить всех терапевтов города. А иной раз - работаешь с человеком долго ли, коротко ли, и вот он уходит, не всегда сказав "до свиданья". А потом внезапно материализуется через несколько лет с новой темой, или все с той же.
За всеми этими историями стоять может совершенно разное. Но тема эта меня волнует с точки зрения того, как это все устроено.
Вчера в ночи наткнулась на статью Татьяны Мартыненко, которая мне показалась любопытной, но далеко неоднозначной. Взгляд психотерапевта. Еще большее любопытство у меня вызывает взгляд с другого берега реки - с клиентского. Понимает ли сам клиент, что на самом деле заставило его прекратить терапию? Как ценны бы могли быть самоотчеты, рефлексия и обратная связь клиентов.
Статья вот тут
http://libido.in.ua/otnosheniya/kogda-uhodit-klient/